Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Козыри для «Газпрома»

Козыри для «Газпрома»

Выступая на пресс-конференции по итогам российско-турецкого саммита, Владимир Путин подчеркнул, что «энергетика давно занимает ключевое место в торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Турцией» и теперь нет политических препятствий в реализации ряда крупных отраслевых проектов. К их числу можно отнести, например, строительство газопроводной системы «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккую».

В своем выступлении российский президент упомянул и прочих потенциальных участников газового трансчерноморского проекта, в частности болгар, снова заговоривших о желании возобновить консультации по «Южному потоку» — проекту, который сами и «похоронили». И альтернативой которому теперь как раз и стал «Турецкий поток». Президент РФ отметил, что Болгария имеет шансы на реанимацию «Южного потока», но только при условии, что София предоставит проекту «железобетонные» юридические гарантии.

Начальная договоренность о строительстве газомагистрали «Турецкий поток» была достигнута еще в декабре 2014 года. Запланированная совокупная мощность четырех ниток составляла 63 млрд кубометров газа в год — столько же, сколько и проектная мощность закрытого «Южного потока». Из них примерно 16 млрд кубометров должно было поставляться в Турцию, а 47 млрд — на газовый хаб на турецко-греческой границе. Однако переговоры по проекту были приостановлены в ноябре прошлого года после того, как турецкие военные сбили российский бомбардировщик.

Теперь, после саммита в Стрельне, шансы на то, что Турция все-таки получит российский газ, значительно возросли. Ведь поставки российского голубого топлива на юг и юго-восток Европы предпочтительны и с точки зрения логистики, и с точки зрения минимизации транзитной зависимости от Украины. Турция, в свою очередь, нуждается как в прямых дополнительных поставках сырья из РФ, так и в наращивании своего транзитного потенциала.

Еще в конце июля глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял, что Россия и Турция обсуждают строительство двух ниток газопровода «Турецкий поток». В «Турецком потоке» предусмотрена одна нитка для турецких потребителей, а вторая — для южноевропейских стран.

Правда, теперь возможна и новая версия проекта «Турецкий поток», которая не обещает Анкаре столь мощного транзитного статуса, как планировалось прежде. Дело в том, что изначальная мощность проекта в 63 млрд кубометров «усечена» — только две ветки из четырех будут составной частью этой газомагистрали. Известно, что половину объема решено прокачивать по «Северному потоку-2». Оставшуюся проектную мощность системы примерно в 32 млрд кубометров газа в год, вероятно, имеет смысл тоже разделить в равных долях: по трансчерноморскому проекту часть сырья может пойти на Турцию, а часть― уйдет на болгарский берег и далее ― на Балканы. Этот сценарий «Газпром» может реализовать на практике, разветвив на морской турецко-греческой границе выход труб, берущих начало на российском берегу в районе Анапы в Краснодарском крае — месторасположении газокомпрессорной станции «Русская».

Но и здесь предстоит много работы — ведь прежде из-за контрпродуктивной позиции Софии проект «Южный поток» пришлось заморозить и «преобразовать» в «Турецкий поток». Из Софии на сегодня не последовало даже комментариев о предоставлении проекту «железобетонных» гарантий, о необходимости которых говорил Владимир Путин.

Тем не менее дискуссия о возрождении «Турецкого потока» в любом случае станет для России весомым козырем при формировании экспортной энергетической стратегии на западном направлении. Причем новый этап сближения Москвы с Анкарой станет дополнительным плюсом и для реализации «Северного потока–2». Если Еврокомиссия или отдельные страны ЕС (как, например, Польша, которая настойчиво продолжает его торпедировать) станут препятствовать развитию проекта, то Москва сможет снова сконцентрировать усилия на «южном фронте». В любом случае с подключением Турции к пулу энергетических партнеров России простора для маневра у «Газпрома» на западном экспортном направлении стало куда больше.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 16.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики