Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отложенная приватизация «Башнефти»

Отложенная приватизация «Башнефти»

Решение принял Дмитрий Медведев, президент его поддержал, сообщила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Ранее власти собирались приватизировать «Башнефть» осенью, возможно, даже в сентябре

За контроль в нефтяной компании планировалось выручить около 300 миллиардов рублей, во столько госпакет оценила EY. Соответственно, на эту сумму продажа «Башнефти» должна была пополнить бюджет. Поводом для переноса приватизации, как пишет РБК, стало письмо главы Башкирии Рустэма Хамитова, который попросил Кремль отложить одну из самых важных и громких сделок года.

Основным претендентом на покупку 50% капитала нефтяной компании до некоторого времени был «Лукойл». Но последнее время информационный фон разогрели споры по поводу продажи «Башнефти» «Роснефти». 

Судя по публикациям в СМИ и открытым заявлениям в правительстве, кабмин против того, чтобы актив купила «Роснефть». Так как, по сути, это будет перекладыванием средств из одного государственного кармана в другой. В «Роснефти» же, судя по инсайдерским данным журналистов, считают, что покупка «Башнефти» хорошо отразится на капитализации корпорации. А кроме того, поможет привлечь больше денег в ходе приватизации самой «Роснефти». Правда, как заявляли в правительстве, продажу 19,5% «Роснефти» тоже могут отложить.

Почему продажу «Башнефти» решили отложить? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Компанию нельзя уже отдать бесконфликтно кому-то из сторон. То есть, борьба между Сечиным и финансово-макроэкономическим блоком правительства оказалась слишком публичной, открытой, яркой. И перед Путиным стала достаточно непростая дилемма. То есть, кто-то должен был победить в этой истории, если бы компанию выставляли на торги. И вообще, это показывает, что собственности остается мало. Продавать ее, с одной стороны, нужно, потому что основные номенклатурные группы заинтересованы в том, чтобы становиться легальными собственниками. Но разделить бесконфликтно эти оставшиеся активы не получается, что и доказал пример «Башнефти». И если бы дальше приватизация продолжалась, я боюсь, что это могло бы стать очень серьезным риском для политической системы. Что, на самом деле, не понимает, например, Сечин, но прекрасно понимает Путин. И в этом плане Путин, видимо, поcчитал, что сейчас выбор победителя не поможет. Потому что слишком серьезная была бы обида, например, у Сечина, если бы «Роснефти» отказали в праве на приватизацию, либо у Медведева, если бы «Роснефти» разрешили в этом участвовать. То есть, оказалось, что деструктивный потенциал для всей политической системы к этой истории оказался слишком большим. И один человек посчитал, что эта история становится слишком рискованной».

Продажу нефтяной компании отложили на фоне роста цен на углеводороды. С одной стороны, это повышает стоимость «Башнефти». А в другой — снижает потребность бюджета в деньгах от приватизации.

Тем не менее, Минфин, вероятно, рассчитывал на 300 миллиардов рублей. Почему интересы этого ведомства не были учтены? Мнение профессора Высшей школы экономики Ивана Родионова.

«Сейчас очевидно, что рубль более или менее стабилен. По-видимому, опять остались остатки от бюджета прошлого года. Поэтому я думаю, то, что отложили эту операцию, ничего такого не значит. И время сейчас для приватизации не очень хорошее. И, по-видимому, сама эта приватизационная программа была как бы на черный день. То есть, если будет совсем нехорошо, то быстро это сделать. Но сейчас сбор заявок показал, что, на самом деле, такого реального интересанта в покупке компании нет по нормальной цене. Я думаю, что, так как ситуация стабилизировалась, создалась возможность с этим немного подождать. 300 миллиардов — на самом деле, не много. Так же как и триллион — немного, который вообще для всей приватизации был запланирован на этот год. Судите сами, платеж за капремонт превышает эту сумму».

Интерес к покупке «Башнефти» проявили девять игроков, главные претенденты были «Лукойл» и «Роснефть». При этом по закону, в приватизации не имеет право участвовать компания, в которой у государства крупный пакет. Однако формально «Роснефтью» владеет не правительство, а «Роснефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит «Росимуществу». То есть, «Роснефть» можно назвать косвенной госкомпанией, о чем ранее напоминали и в Кремле. В то же время, министр экономики Алексей Улюкаев недавно назвал «Роснефть» ненадлежащим покупателем «Башнефти». 

Источник: BFM.RU, 16.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики