Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Руководство «Газпрома» приняло решение о расформировании департамента 337, который курировал в рамках российской компании проект газопровода «Южный поток».

Проект «Южный поток» и Россия

Интересно, что, несмотря на то, что де-факто этот проект был закрыт еще осенью 2014 года, когда на правительство Болгарии со стороны Евросоюза и США было оказано серьезное политическое давление, в последнее время разговоры о «Южном потоке» серьезно оживились.
 
Например, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов даже звонил президенту России Владимиру Путину по реанимации этого проекта, что де-факто даже «благословил» председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, поскольку «Южный поток» мог бы оказать позитивное воздействие на находящуюся в серьезном кризисе болгарскую экономику.
 
Другой вопрос, что речь в данном вопросе идет не только о бизнесе, но и о политике – ведь выгодность этого проекта очевидна всем, но его реализация связана с серьезными рисками, учитывая текущий уровень отношений между Россией и Европейским союзом.
 
Именно поэтому президент России Владимир Путин заявил, что наша страна вернется к этому проекту только после того, как получит от Евросоюза железобетонные юридические гарантии на его реализацию.

Изменение политики «Газпрома» – логично

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что этот департамент закрыт в «Газпроме», потому что он занимался не строительством «Южного потока», а в первую очередь тем международным взаимодействием, которое шло в рамках этого проекта.
 
«Этот департамент занимался в основном не строительством этого газопровода по территории России, а также по дну Черного моря, а согласованием и выстраиванием конкретных маршрутов этого проекта уже в самом Евросоюзе», - заключает Юшков.
 
По словам Юшкова, сейчас во всех делах наступило одно очень важное изменение – ведь если «Южный поток» и возобновится, то речь там будет идти о том, что Россия будет прокладывать трубу только до границ Евросоюза, а не так, как планировалось раньше.
 
«Такой же принцип сейчас заложен и в проекте «Турецкого потока», поэтому строительство трубы только до границ Евросоюза является не более чем элементом новой стратегии «Газпрома». Таким образом, наша компания пытается использовать нормы, которые заложены в так называемом третьем энергетическом пакете Евросоюза. Ведь там есть не только ограничения, которые не дают России возможность строить свои газопроводы, поскольку 50 процентов их мощности должно быть предоставлено альтернативным поставщикам, но и там есть одно очень важное положение. Дело в том, что что если какая-то компания делает заявку в Еврокомиссию, что готова выдвинуть определенные мощности к границам Евросоюза, то в эту точку она обязана построить и газопровод. Собственно, «Газпром» сейчас пытается использовать это положение, когда говорит, что готов определенное количество кубов поставить в ту же Болгарию, а еще какой-то объем газа затем выйдет с территории Турции в Грецию. На сегодня это и есть два альтернативных варианта поставок российского газа для Евросоюза», - констатирует Юшков.

Особенности третьего энергопакета

По словам Юшкова, здесь интересно также то, что в Третьем энергопакете не записано, а кто будет финансировать строительство необходимых мощностей, которые потребуются в рамках «Южного» и «Турецкого» потоков, уже непосредственно в Европе.
 
«На самом деле, это очень большая проблема, но, в любом случае, она уже не касается непосредственно «Газпрома», поэтому профильный департамент «Южного потока» российской компании больше не нужен. Соответственно, все те силы, которые будут дальше заниматься продвижением «Турецкого» и «Южного потоков», будут иметь вид единой структуры. Таким образом, у «Газпрома» будет одно подразделение, в чьи задачи войдет все южное направление. При этом, здесь не важно, как этот проект в итоге будет реализован – в виде «Южного», «Турецкого» или какого-то другого потока», - констатирует Юшков.
 
Юшков отмечает, что в «Газпроме» теперь есть целый аналитический отдел, который только тем и занимается, что «высчитывает», какой из этих вариантов – выгодней и имеет большие шансы к реализации.
 
«Либо эти 30 млрд кубов пойдут непосредственно в Турцию, а через нее за вычетом турецких объемов – дальше в Европу, либо они в Черном море будут разделяться на, условно говоря, турецкое и европейское направление. Здесь вопрос открытый и именно этот аспект требуется для дальнейшего согласования"» - заключает Юшков.
 
А так-то, как утверждает Юшков, два разных департамента здесь держать нет смысла, поскольку проекты «Турецкого» и «Южного потоков» носят взаимоисключающий характер.
 
«Все это подтвердил еще президент России Путин во время своего визита в Анкару больше года назад», - резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 22.08.2016

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики