Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Операция «оптимизация»: как слились «Турецкий» и «Южный» потоки

Руководство «Газпрома» приняло решение о расформировании департамента 337, который курировал в рамках российской компании проект газопровода «Южный поток».

Проект «Южный поток» и Россия

Интересно, что, несмотря на то, что де-факто этот проект был закрыт еще осенью 2014 года, когда на правительство Болгарии со стороны Евросоюза и США было оказано серьезное политическое давление, в последнее время разговоры о «Южном потоке» серьезно оживились.
 
Например, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов даже звонил президенту России Владимиру Путину по реанимации этого проекта, что де-факто даже «благословил» председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, поскольку «Южный поток» мог бы оказать позитивное воздействие на находящуюся в серьезном кризисе болгарскую экономику.
 
Другой вопрос, что речь в данном вопросе идет не только о бизнесе, но и о политике – ведь выгодность этого проекта очевидна всем, но его реализация связана с серьезными рисками, учитывая текущий уровень отношений между Россией и Европейским союзом.
 
Именно поэтому президент России Владимир Путин заявил, что наша страна вернется к этому проекту только после того, как получит от Евросоюза железобетонные юридические гарантии на его реализацию.

Изменение политики «Газпрома» – логично

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что этот департамент закрыт в «Газпроме», потому что он занимался не строительством «Южного потока», а в первую очередь тем международным взаимодействием, которое шло в рамках этого проекта.
 
«Этот департамент занимался в основном не строительством этого газопровода по территории России, а также по дну Черного моря, а согласованием и выстраиванием конкретных маршрутов этого проекта уже в самом Евросоюзе», - заключает Юшков.
 
По словам Юшкова, сейчас во всех делах наступило одно очень важное изменение – ведь если «Южный поток» и возобновится, то речь там будет идти о том, что Россия будет прокладывать трубу только до границ Евросоюза, а не так, как планировалось раньше.
 
«Такой же принцип сейчас заложен и в проекте «Турецкого потока», поэтому строительство трубы только до границ Евросоюза является не более чем элементом новой стратегии «Газпрома». Таким образом, наша компания пытается использовать нормы, которые заложены в так называемом третьем энергетическом пакете Евросоюза. Ведь там есть не только ограничения, которые не дают России возможность строить свои газопроводы, поскольку 50 процентов их мощности должно быть предоставлено альтернативным поставщикам, но и там есть одно очень важное положение. Дело в том, что что если какая-то компания делает заявку в Еврокомиссию, что готова выдвинуть определенные мощности к границам Евросоюза, то в эту точку она обязана построить и газопровод. Собственно, «Газпром» сейчас пытается использовать это положение, когда говорит, что готов определенное количество кубов поставить в ту же Болгарию, а еще какой-то объем газа затем выйдет с территории Турции в Грецию. На сегодня это и есть два альтернативных варианта поставок российского газа для Евросоюза», - констатирует Юшков.

Особенности третьего энергопакета

По словам Юшкова, здесь интересно также то, что в Третьем энергопакете не записано, а кто будет финансировать строительство необходимых мощностей, которые потребуются в рамках «Южного» и «Турецкого» потоков, уже непосредственно в Европе.
 
«На самом деле, это очень большая проблема, но, в любом случае, она уже не касается непосредственно «Газпрома», поэтому профильный департамент «Южного потока» российской компании больше не нужен. Соответственно, все те силы, которые будут дальше заниматься продвижением «Турецкого» и «Южного потоков», будут иметь вид единой структуры. Таким образом, у «Газпрома» будет одно подразделение, в чьи задачи войдет все южное направление. При этом, здесь не важно, как этот проект в итоге будет реализован – в виде «Южного», «Турецкого» или какого-то другого потока», - констатирует Юшков.
 
Юшков отмечает, что в «Газпроме» теперь есть целый аналитический отдел, который только тем и занимается, что «высчитывает», какой из этих вариантов – выгодней и имеет большие шансы к реализации.
 
«Либо эти 30 млрд кубов пойдут непосредственно в Турцию, а через нее за вычетом турецких объемов – дальше в Европу, либо они в Черном море будут разделяться на, условно говоря, турецкое и европейское направление. Здесь вопрос открытый и именно этот аспект требуется для дальнейшего согласования"» - заключает Юшков.
 
А так-то, как утверждает Юшков, два разных департамента здесь держать нет смысла, поскольку проекты «Турецкого» и «Южного потоков» носят взаимоисключающий характер.
 
«Все это подтвердил еще президент России Путин во время своего визита в Анкару больше года назад», - резюмирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 22.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики