Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шведская стенка для «Газпрома»

Шведская стенка для «Газпрома»

США могут вынудить Швецию выступить против «Северного потока – 2»

США могут торпедировать «Северный поток – 2» при помощи Швеции. Джон Байден, чей визит в Стокгольм состоялся в четверг, уже заявил, что соглашение по проекту является неудачной сделкой. Политологи говорят, что Штаты действительно могут надавить на Швецию для того, чтобы она выступила против СП-2. Аналогичное решение о заморозке другого проекта, «Южный поток», было принято Болгарией именно после переговоров с американскими сенаторами.

Швеция опасается, что Вашингтон может попытаться повлиять на Стокгольм, чтобы тот выступил против газопроводного проекта «Северный поток – 2». Об этом пишет шведская Svenska Dagbladet. В частности, речь идет о визите в Стокгольм вице-президента США Джозефа Байдена, где он должен провести переговоры с премьер-министром Швеции Стефаном Левеном. Одним из пунктов повестки является энергетическая безопасность.

Байден уже успел обозначить свою позицию по поводу СП-2, назвав соглашения по проекту «плохой сделкой». 

Америка еще весной 2016 года заявляла, что «Северный поток – 2» является политическим проектом и несет угрозу энергобезопасности Европы. В июле группа американских сенаторов направила Жан-Клоду Юнкеру письмо с критикой проекта. В письме, в частности, отмечается, что СП-2 является «шагом назад в плане диверсификации европейских источников энергии, поставщиков и маршрутов». 

Также, по мнению сенаторов, некоторые шаги России направлены «на подрыв мира и безопасности в Европе, в том числе посредством использования энергетики как рычага политического влияния».

В связи с этим реализация «Северного потока – 2» подрывает создание европейского Энергетического союза, говорилось в письме. С учетом вышесказанного его авторы призвали ЕК изучить последствия проекта.

«Северный поток – 2» — две ветки газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров. Газопровод должен быть проложен по дну Балтийского моря до побережья Германии. Труба пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку», мощность которого составляет также 55 млрд кубометров. Основной задачей СП-2 является замещение украинского транзита, от которого Россия намерена отказаться к 2020 году.

Акционерное соглашение по СП-2 было подписано 4 сентября прошлого года. В проекте приняли участие германские E.On и BASF, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и французская ENGIE (бывшая Gaz de France). Предполагалось, что для реализации проекта будет создано совместное предприятие, где «Газпрому» будет принадлежать контрольный пакет (51%). Остальные акционеры, кроме французов, получат по 10%, ENGIE — 9%.

Однако против такого сценария выступило антимонопольное ведомство Польши, заявив, что слияние шести компаний может нести угрозу польским потребителям.

В результате партнеры по второму «Северному потоку» отказались от создания СП, но заявили, что на реализацию проекта это никак не повлияет. Как сообщалось, в настоящее время компании рассматривают варианты совместной работы.

«Северный поток – 2» вызвал вообще очень много протестов. Ряд стран Европы направили в Еврокомиссию два письма, в которых выступили против проекта. Обращения подписали первые лица Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии и Греции. Но больше всех протестовала Украина, которую запуск СП-2 лишит около $2 млрд транзитных доходов в год (именно такую сумму называл украинский экс-премьер Арсений Яценюк).

Швеция при желании действительно может помешать проекту. Дело в том, что для прокладки трубы нужны разрешения тех стран, через исключительные экономические зоны (ИЭЗ) или территориальные воды которых пройдет маршрут газопровода: России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.

Но шведы такого желания пока явно не испытывают. Министр по вопросам международного сотрудничества в Швеции Изабелла Левин ранее заявляла, что возможности шведского кабмина повлиять на проект весьма ограниченны — возражения должны основываться на «очевидных соображениях экологического характера». Глава шведского МИДа Маргот Валльстрем в свою очередь уточняла, что вопрос о трубе могут решить и местные муниципальные власти — в зависимости от того, хотят ли они получить иностранные инвестиции.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что шведы действительно могут поддаться давлению США. 

«Швеция уже давно находится под довольно сильным влиянием Америки, — комментирует эксперт. — Однако решение Стокгольма против СП-2 дискредитирует европейское законодательство».

Дело в том, что ранее Швеция выдала все необходимые разрешения по проекту-близнецу, «Северному потоку – 1», который был запущен в 2011 году и до сих пор работает без нареканий. Однако именно со Швецией тогда связывались надежды противников первого проекта (в первую очередь опять-таки Украины). Шведы тянули с выдачей разрешения по СП-1 около двух лет, постоянно запрашивая новые документы.

Но если сейчас Швеция выступит против СП-2, это будет означать применение двойных стандартов. «Это будет демонстрацией того, что решение политически мотивированное», — указывает Симонов.

С мотивацией США в данном случае все предельно ясно. Во-первых, как отмечает глава ФНЭБ, Штаты играют на стороне Украины, которую СП-2 экономически ослабит, лишив транзитных доходов. Во-вторых, в контексте Трансатлантического экономического партнерства Америке ни к чему усиление Германии, которой выгоден новый газопровод.

Кроме того, у Соединенных Штатов есть вполне конкретный экономический интерес — запуск второго «Северного потока» может помешать планам Америки по поставкам в Европу собственного газа (речь идет об СПГ).

По оценкам Симонова, российский трубопроводный газ в связи с низкими издержками (транспортировка по трубе значительно дешевле, кроме того, не будет затрат на сжижение и регазификацию) более конкурентоспособен.

Ранее Штаты в альянсе с Еврокомиссией уже смогли вполне удачно торпедировать другой газопроводный проект России, «Южный поток». Тогда против реализации проекта выступила Болгария, хотя межправительственные соглашения с ней были уже заключены, совместное предприятие создано и даже начались работы.

Но после встречи с американскими сенаторами Джоном Маккейном (также является подписантом письма против СП-2), Роном Джонсоном и Кристофером Мерфи в начале июня 2014 года премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски впервые заявил о заморозке «Южного потока».

Сам Орешарски, впрочем, объяснил свое решение претензиями к проекту со стороны Еврокомиссии. Кстати, в июле того же года он покинул пост премьер-министра.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 25.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики