Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения снова задолжала «Газпрому». Стоит ли ссориться с Ереваном из-за $52 млн?

Армения снова задолжала «Газпрому». Стоит ли ссориться с Ереваном из-за $52 млн?

Три года назад должна была закончиться ставшая уже привычной история долгов Армении за газ перед Россией: Ереван предложил выплатить $300 млн частично, продав оставшиеся у правительства 20% акций закупающего и распределяющего газ по стране «Армросгазпрома» российскому газовому гиганту. Но армянская сторона вопреки договорённостям о постоянных платежах за голубое топливо снова начала влезать в долги.

О новых долгах республики Лайфу рассказали источники, близкие к межправительственной комиссии России и Армении, эту информацию подтвердил и собеседник в «Газпроме». По их данным, в долги влез один из крупнейших клиентов российской госмонополии — государственная Ереванская ТЭЦ. К июлю она задолжала «Газпрому» ни много ни мало $52,3 млн.

Искать выход из такой деликатной ситуации правительству республики не впервой. Армения не платила за газ с 2011-го по 2013 г. В итоге к концу 2013-го «набежало» без малого $300 млн, что, конечно, не могло не беспокоить монополию. В декабре всё того же года стороны договорились закрыть долг, частично выплатив его деньгами, частично — за счёт передачи «Газпрому» 20% «Армросгазпрома» (ныне — «Газпром Армения». — Прим. Лайфа), которые оставались под контролем республики.

Теоретически после сделки долгов у Армении быть не должно: в соглашении между двумя правительствами армянская сторона взяла на себя обязательства их более не «генерить», рассказал Лайфу правительственный чиновник.

От новых долгов в первую очередь страдает сама «дочка» «Газпрома», сетует собеседник в газовом концерне. По соглашению с Арменией она разрабатывает для республики генсхему газификации страны, а для работы над ней требуются деньги.

Россия свои обязанности выполняет, а вот армянская сторона — нет, расстроен чиновник из правительства. В сентябре прошлого года Россия снизила стоимость газа для Армении со 189 до $165 за кубометр, что было предусмотрено соглашением, напоминает источник Лайфа, за это «Газпрому» дали приоритетный доступ к экспорту и закупке электроэнергии с подконтрольной ему Разданской ТЭЦ. 

«Существенная» часть долга уже погашена деньгами, рассказал Лайфу представитель «Газпрома Армении». По оставшейся части долга (его размер в компании не называли) стороны пока находятся в переговорах, а армянская сторона предложила решение — списать долг в счёт оборудования и комплексов, ранее переданных дочерней компании «Газпрома», оно сейчас обсуждается. Представители самого «Газпрома», Ереванской ТЭЦ и энергетических министерств России и Армении не ответили на запрос.

Правительство попросило стороны погасить долг до начала ноября этого года, уточнил правительственный чиновник.

— Передача имущества в счёт поставщика газа — вполне распространённая, но, как правило, крайняя мера в энергетике, — говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — К примеру, по такой схеме хотела решить свои проблемы с «Газпромом» Псковская область. Нередко теплогенераторам приходилось закладывать свои станции структурам «Газпрома» в счёт долгов за поставленный газ. Вопрос в справедливости оценки имущества: если арендуемые «Газпромом» активы соответствуют общему размеру долга, такая сделка будет выгодна монополии.

— Как правило, долги начинают образовываться на уровне потребителя, а затем уже идут вверх по цепочке к поставщику самого топлива, — дополняет его генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Формально «Газпром» имеет право прибегнуть и к отключению подачи газа ТЭЦ. Это вызвало бы широкий резонанс, ссорить Россию с Арменией сейчас было бы недальновидно, так что маловероятно, что газ для ТЭЦ отключат, считает близкий к Минэнерго Армении собеседник Лайфа.

Отключение газа — слишком сильный социальный фактор, способный вызвать народные выступления по образцу прошлогодних: тогда народ устроил масштабные пикеты из-за высоких тарифов на голубое топливо, напоминает политолог, старший консультант Санкт-Петербургского центра социальных исследований Олег Андреев.

— От народных выступлений, как вы знаете, недалеко и до смены власти. А России, наоборот, важно сохранять добрососедские отношения с Арменией как главным союзником на Кавказе. Поэтому как бы ни хотел «Газпром», отключать газ правительство ему не позволит, — уверен собеседник. — Иметь должников, особенно столь небольших, даже лучше: из них веревки можно вить!

Так или иначе, российский газ остаётся для Армении самым доступным: иранское голубое топливо, которое также закупает республика, дороже российского, в феврале говорил экс-глава Минэнерго Армении Ерванд Захарян.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 29.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики