Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лучшее — враг хорошего

Лучшее — враг хорошего

Аналитик Александр Пасечник — об интриге вокруг российско-белорусских переговоров по проблеме долга и цены на газ

Москва и Минск продолжают попытки разрешить вопрос с накопленным республикой газовым долгом перед «Газпромом». 26 августа из СМИ стала известна новая схема ценообразования на российский газ для Белоруссии на долгосрочный период, согласованная на рабочем уровне в рамках профильных раундов по решению текущего энергетического конфликта Москвы и Минска.

С 2008 года цена на газ рассчитывается ежеквартально по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут. С 2013 года этот стандарт закреплен межправительственным соглашением. Теперь же предположительно вместо долларовой формулы цены будет применяться полностью рублевая основа, а за базис будет взята средняя цена на газ в России с повышающим коэффициентом. В результате сырье для Минска может подешеветь в 2017 году примерно на 30% — до уровня 6 тыс. рублей за тысячу кубометров. В последующие годы стоимость газа в РФ и Белоруссии продолжит сближаться и сравняется к 2025 году, в котором запланирован запуск единого энергорынка стран — участниц Таможенного союза.

Но, похоже, пока вариант по ценовым параметрам все еще сырой, и поэтому взята пауза с целью «еще подумать». Тем не менее речь идет о компромиссном ценнике примерно в $100 за тысячу кубометров: это по сути среднее арифметическое при нынешних контрактных $132 и «справедливых», по версии белорусских контрагентов «Газпрома», $73 (исходя именно из этой цифры республиканские предприятия недоплачивают российскому холдингу с начала года).

По данным главы Минэнерго РФ Александра Новака, долг Белоруссии за российский газ за первое полугодие 2016 года достиг $270 млн. Очевидно, что с учетом закупок газа в июле-августе недоплата компании «Газпром трансгаз Беларусь» (российской «дочке» «Газпрома») уже перевалила далеко за $300 млн.

Белоруссия прокомментировала переговорную повестку позитивно-сдержанно. «Окончательное решение по цене на российский газ для Белоруссии пока не принято. В настоящее время переговорный процесс продолжается на уровне профильных министерств и вице-премьеров. Это перманентный процесс, будут новые встречи», —― сообщили в пресс-службе Минэнерго Белоруссии.

Хотя несколькими днями ранее были более радужные ожидания. В частности, премьер-министр республики Андрей Кобяков 23 августа сообщил, что страна близка к достижению понимания с российскими партнерами по вопросам формирования цены на природный газ и поставок нефти. «В июле мы немного просели по ВВП, на 0,2%. Но это в связи с ограничением поставки нефти на НПЗ из РФ — порядка 700 тыс. т. В итоге «Белнефтехим» уменьшил объемы промышленного производства, и сократились соответствующие объемы торговли нефтепродуктами», — цитировало Кобякова агентство «Белта».

Тему нефти белорусский премьер упомянул не случайно. Ограничение поставок российского черного золота связано с газовым долгом Минска перед «Газпромом». ― Россия так пытается побудить партнера заплатить по обязательствам. Ведь мягкие юридические меры воздействия Москвы оказались малоэффективны — к примеру, еще в начале мая предприятие «Газпром трансгаз Беларусь» обратилось в Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате в связи с недоплатой белорусскими субъектами хозяйствования за поставки российского газа, но аргументированных разъяснений в ответ не дождалось.

Минску впору осознать, что в обмен на погашение газовых долгов последует восстановление поставок нефти на республиканские нефтеперерабатывающие заводы в должных объемах. Тогда снимется и угроза снижения ВВП Белоруссии, падение которого констатировал Кобяков.

В любом случае у Москвы позиция в энергодиалоге с Минском предпочтительная. Ведь затягивание конфликта сулит Белоруссии только новые масштабные экономические потери. В то время как для «Газпрома» недоплата республиканскими контрагентами за газ не столь критична, учитывая глобальность бизнеса российского экспортера.

Не ясно пока и то, какая в итоге будет скидка на голубое топливо для соседа — частные предположения об обсуждаемом дисконте на газ для Минска в 30% и новых принципах формульного ценообразования пока официально никак не комментировались.

В этом контексте любопытно следующее: принятие новой «газовой формулы», к которой стремится Белоруссия, может повлечь дополнительные курсовые издержки для нее по причине ожидаемого укрепления российского рубля, которое в принципе с большой долей вероятности может стать долгосрочной тенденцией – объективных причин для дальнейшего ослабления российской валюты нет.

Здесь уместно напомнить, что девальвации рубля в 2014 году предшествовал 12-летний цикл его укрепления или как минимум стабилизации по отношению к доллару США. Так что в стратегическом разрезе Белоруссия вполне может коммерчески проиграть в своем стремлении к новациям в ценообразовании на российский газ. Отнюдь не факт, что привязка к рублю цен на импортируемое голубое топливо будет выгодней Минску во взятом за основу периоде до 2025 года, чем ныне действующая формула.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 31.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики