Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгарские метания: София подсчитала стоимость хаба, но не знает, откуда возьмет газ

Болгарские метания: София подсчитала стоимость хаба, но не знает, откуда возьмет газ

Создание газового хаба «Балкан» в Болгарии обойдется в 1,2−2 млрд евро. Как сообщил исполнительный директор «Булгартрансгаза» Георгий Гегов местной газете «Стандарт», стоимость газораспределительного центра будет зависеть от бизнес-модели, которую выберут. Он уточнил, что сейчас есть четыре варианта создания хаба. Их предложат потенциальным инвесторам на международной конференции в Варне 5 сентября.

Как уже сообщало EADaily, в начале августа председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отправил премьер-министру Болгарии Бойко Борисову письмо, в котором указал, что Брюссель поддерживает концепцию газового хаба «Балкан» и она могла бы включить в себя новую сеть поставок газа из России. Этот вопрос и собирались обсудить на болгарской конференции, которая проходит при поддержке Еврокомиссии. Свое участие в форуме подтвердили 35 газовых компаний. Кроме того, в конференции примут участие Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, а также инвестфонды и розничные торговцы газом. При этом участие «Газпрома» до сих пор не подтверждено.

«Присутствие экспертов «Газпрома» на конференции особенно важно, так как поставки российского газа по дну Черного моря, как частичный вариант проекта «Южный поток», это один из четырех вариантов доставки газа в газораспределительный центр «Балкан», — отмечает болгарский «Стандарт». Остальные бизнес-модели болгарского хаба также предполагают поставки газа по еще неосуществленным проектам. Речь идет о каспийском газе из строящегося «Южного газового коридора» с интер-коннектором в Болгарию из Греции, иранском газе и «голубом топливе» из черноморских месторождений страны, которые еще только разведывают. Кроме того, в Софии рассматривают поставки газа из будущего регазифиционного терминала в греческом Александропулисе, куда планируют поставлять СПГ из Северной Африки.

«Шанс стать большим газовым хабом Болгария упустила, когда отказалась от полноценного „Южного потока“. Сейчас она может рассчитывать только на транзит российского газа на юг Европы, но должна при этом идти еще и на конкретные шаги, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Турция также хочет быть транзитной страной и в отличие от „Южного потока“ по „Турецкому потоку“ уже идут предметные переговоры. А в нынешней политической ситуации турецкий проект выглядит более предпочтительным».

Варианты поставок газа из других стран в газовый хаб Болгарии эксперт воспринимает с сомнением. «Азербайджанский и иранский газ — это одно направление, и после 2020 года Болгария сможет получать ежегодно не более 1 млрд. кубометров из „Южного газового коридора“, — говорит Алексей Гривач. — Такие объемы для создания хаба не подойдут и помогут лишь диверсифицировать поставки газа в страну, которая на 95% зависит от поставок газа из России через Украину. Что касается СПГ из Северной Африки, то алжирский газ законтрактован, а новые открытия в Египте не позволяют пока говорить о том, что страна возвращается в компанию государств-поставщиков газа».

Стоит отметить, что болгары внимательно следят за переговорами Москвы и Анкары о возобновлении «Турецкого потока». «Делегация «Газпрома» во главе с председателем совета директоров компании Алексеем Миллером посетит Турцию сегодня, чтобы обсудить будущее трубопровода «Турецкий поток», который стал наследником «Южного потока», — написал болгарский «Стандарт».

Напомним, что проект «Южный поток» предусматривал сооружение газопровода мощностью 63 млрд. кубометров и был ориентирован на поставки газа в страны Южной и Центральной Европы. С самого начала проект испытывал противодействие со стороны Еврокомиссии, которая требовала привести его в соответствие с требованиями третьего энергопакета. В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин объявил о закрытии проекта из-за позиции Евросоюза. На смену «Южному» пришел «Турецкий поток» — однако он был закрыт в ноябре 2015 года после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет. Позднее Путин сказал, что Россия не отказывалась ни от одного из проектов, «нам только нужна ясная позиция Еврокомиссии».

Источник: EADaily, 31.08.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики