Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз без российского газа не выживет

Евросоюз без российского газа не выживет

Главным поставщиком газа в Европу остается Россия, хотя ее доля в 2012 году снизилась на 29 процентов по сравнению с 2008 годом. Это связано в основном с политикой диверсификации, а также с появлением новых газовых поставок, в первую очередь по подводным трубопроводам из Северной Африки, а также сжиженного газа из Катара. В последние годы начал поставляться американский СПГ, но он все-таки слишком дорог, а в Европе недостаточно мощностей для его приема. Наиболее зависимые от российского газа страны Восточной и Центральной Европы не имеют СПГ-терминалов. Все реальные поставщики европейского рынка работают на пределе возможностей.

Много говорится о трубопроводе через Турцию, по котором пойдет также туркменский и азербайджанский газ. Но опять же по дну Каспийского моря труба может быть проложена только с благословления России и при ее участии. Азербайджанцы не могут нарастить добычу без российского соучастия или даже доминирования «Газпрома».

Поэтому доля российского газа на рынке Европе опять резко выросла — c 22 до 31 процента и достигла докризисного уровня. Это объективная ситуация, потому что он является самым надежным и конкурентоспособным. Ни СССР, ни тем более Россия никогда не перекрывали трубу по политическим мотивам. И крайне важно, что наш газ поставляется по очень выгодным для европейцев ценам.

Евро-бюрократы в последние годы постоянно заявляют о необходимости диверсификации и об усилении безопасности поставок энергоносителей, при этом постоянно предпринимают шаги по ограничению российских поставок. Однако в обстановке падения собственной добычи и невозможности увеличения поставок из других регионов на фоне роста потребности — это только политический лозунг. Причем, во вред себе.

В реальности вместо либерализации европейского газового рынка получается как раз ограничение поставок во вред энергетической безопасности. «Третий энергетический пакет», согласно которому важнейшими задачами являются обеспечение эффективности и диверсификация импорта природного газа, на деле был выгоден лишь американцам. Сейчас же снижение цен вызвало обвал добычи нефти в США, что вызвало лишь новые проблемы.

Наращивание поставок энергоносителей из России в Европу является самым перспективным направлением с большими возможностями. Для этого имеется достаточная инфраструктура и возможность ее развития. Тем более сейчас после возобновления нормальных взаимоотношений России и Турции. Да и болгары уже просились вернуться в проект «Южный поток»...

«Уйти от поставок российского газа Европе не реально, — сказал Правда. Ру заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Преувеличение, что Европа пыталась это сделать, хотя может, кто-то и питал иллюзии на этот счет. На самом деле никаких предпосылок и возможностей для этого нет. А главное, это и не нужно, потому что нельзя говорить о какой-то односторонней зависимости, это взаимный экономический интерес и взаимная стратегическая выгода для России и Европы.

Наши непосредственные партнеры доверяют России. Но ситуация искусственно политизируется, особенно в Польше и Прибалтике. Хотя ситуация там очень сильно расходится с политическими явлениями, и та же самая Польша в конце 2000 годов была вынуждена вновь просить увеличить контрактные объемы Газпрома, потому что альтернативные источники энергоснабжения не были найдены».

Очевидно, что представителям западной элиты — в первую очередь, конечно же, американской — не нравится энергетическая взаимозависимость России и Европы, потому что она не позволяет делать обеим сторонам направленные друг против друга действия. Как отмечает Алексей Гривач, политические разговоры об энергобезопасности только подогревают ситуацию. Сотрудничество выросло в самый разгар холодной войны, и Россия никогда не перекрывала вентиль по политическим мотивам ни одному партнеру.

«Турция зависит от российского газа более чем на 50 процентов. Очень серьезные проблемы во взаимоотношениях с Турцией у нас были на протяжении полутора лет, но поставки газа продолжались, — напоминает Алексей Гривач. — Были контрактные проблемы, когда невозможно было поставлять газ из-за отсутствия контрактных обязательств Украины в 2009 году. Это привело к транзитному кризису, потому что Украина начала воровать газ.

В 2018 году заканчивается контракт на транзит с Украиной, который хоть как-то обеспечивает правовую и коммерческую сторону поставок. Украина не обращалась с предложением к Газпрому продлить контракт на транзит. Поэтому 1 января, возможно, опять будет транзитный кризис, и половина Южной Европы газ не получит, если Украина не подпишет соглашение, а выставит неприемлемы условия.

Это огромный риск, поэтому идет работа над тем, чтобы этот риск минимизировать. Украинская система стареет, и соответственно, Украине придется существовать в новых условиях, когда ей надо будет предлагать конкурентоспособную услугу. А наша задача сделать так, чтобы эта услуга не была монопольной. Пока же по ряду стран украинский маршрут является единственно возможным.

Но проект „Южный поток“ не может состояться в новых условиях, почему, потому что нужно обеспечить соответствии новому европейскому законодательству, а оно запрещает поставщику газа строить инфраструктуру, инвестировать в строительство газотранспортной инфраструктуры на территории ЕС без специального разрешения Еврокомиссии.

Напомню, что на проект „Северный поток“ антимонопольный орган Германии выдал разрешение через неделю, потому что никаких формальных препятствий для учреждения совместных предприятий не было, но поляки политизировали этот процесс, что лишний раз свидетельствует о том, что верховенство права в Европе достаточно условно».

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Источник: Pravda.Ru, 06.09.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики