Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гримасы приватизации

Гримасы приватизации

Почему бы «Башнефти» не купить пакет «Роснефти»?

Приватизация в России – это и тест на функциональность для политической системы, которая пока с ним справляется со скрипом. Простого пути, когда внятно определяются прозрачные правила игры, а потом уже борьба, пусть и жесткая, проходит в заданных рамках, не получается. Хотя в феврале, когда Владимир Путин назвал условия приватизации, казалось, такой сценарий был возможен. Но тут же полезли детали, в которых сами знаете кто сидит. И исполнительная власть стала спотыкаться при ответе на довольно вроде бы ясные вопросы.

Например, кого считать госкомпанией. Игорь Сечин вбросил мысль о том, что «Роснефть» не является таковой, потому что принадлежит «Роснефтегазу», а не государству напрямую. Но это казалось хорошим доказательством ленинской формулы «формально правильно, а по сути издевательство». И многие чиновники правительства и администрации президента в таком духе идею и комментировали. Однако ясность так и не наступила, и приватизацию «Башнефти» отложили от греха подальше. А на прошлой неделе ситуацию еще больше запутал сам Путин. Он сказал, что «Роснефть» вроде как не государственная, потому что у нее пакет акций в собственности у иностранцев. Такими темпами у нас госкомпаний скоро почти и не останется вовсе.

Правда, официальный смысл приватизации убивается. Если государство хочет наполнить бюджет деньгами, то смешно брать их у компании, контрольный пакет которой, как ни крути, принадлежит государству. Потому что у государства деньги есть – только в американских облигациях у нас солидный запас. Нужны именно новые деньги. А если фактическая госкомпания займет на рынке деньги под покупку – это ничего не меняет. Занять может и само государство напрямую. Особенно если занимать у фактических госбанков (которые теперь вроде как и не госбанки).

Кстати, сейчас готовится продажа огромного золоторудного месторождения Сухой Лог. Все идет к тому, что к аукциону допустят только компании с госдолей не менее 25%. Ну хорошо хоть не 50%.

Я, правда, всегда считал, что смысл приватизации в распределении активов между основными кланами. Но ведь чиновников за язык никто не тянет. И потом, распределение это можно вести более внятно. Cейчас же это напоминает анекдот. Говорят уже про приватизацию «Роснефти» и «Башнефти» как единый проект. Эдак мы скоро придем к совсем причудливым схемам: скажем, одновременно «Роснефть» покупает «Башнефть», а кто-то покупает саму «Роснефть» (кстати, а почему бы пакет в «Роснефти» не купить «Башнефти»?).

И это еще только начало. Путин ведь своего мнения четко не обозначил. Сказал, что есть две позиции. И что есть время подумать, так как продажу «Башнефти» отложили. Так что у чиновников есть шанс на новации. Правда, это как раз немного пугает.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.09.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики