Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сотрудничество Греции и России откроет газовые ворота Европы

Сотрудничество Греции и России откроет газовые ворота Европы

Вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович сообщил, что Греция предлагает России создать совместное предприятие по добыче полезных ископаемых, причем наша компания «Газпром» уже ведет с Афинами предметные переговоры по этому вопросу.
 
Дворкович также отметил, что эти контакты с Грецией идут в контексте восстановления политических и торговых отношений между Россией и Турцией, поскольку такое российско-греческое предприятие позволит провести природный газ с помощью «Турецкого потока» из Турции в Грецию, а дальше уже в другие страны Европейского союза.

Греция заинтересована в работе с Россией

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это предложение говорит о том, что греческие власти очень сильно заинтересованы в том, чтобы развивать положение Греции как транзитной страны в Евросоюз.
 
«Естественно, в этом плане газовые ресурсы России смотрятся очень выгодно, поэтому неудивительно, что Афины сделали Москве такое предложение. Другой вопрос, что для того, чтобы реализовать любые совместные проекты с Грецией по газопроводу «Турецкий поток», нашей стране, в любом случае, потребуется согласование всех этих вопросов с Европейской комиссией», - констатирует Гривач.
 
Так что, сами по себе эти переговоры, по мнению Гривача, это очень хорошо, но все равно, в этом вопросе важно, чтобы Греция, как и любая европейская страна, с которой «Газпром» ведет переговоры по каким-то совместным газовым проектам, была бы готова затем отстаивать эти начинания в Брюсселе.

Актуален прецедент с Болгарией

Здесь можно вспомнить наши последние контакты с Болгарией, где после прямой отмашки со стороны председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера начались брожения насчет восстановления изначального проекта «Южный поток», но сама возможность проведения практических переговоров по этому вопросу сразу же уперлась в отсутствие каких-либо гарантий от европейский структур.
 
В такой ситуации невозможно работать, поскольку «Газпром» может вложить в свои инфраструктурные проекты в Болгарии и Греции миллиарды долларов, но получить на выходе «пшик» в виде  запрета со стороны Евросоюза. Ведь мы видели, как это все просто происходит на примере «Южного потока», который был отменен буквально за день.

В Греции нет актуальных месторождений газа

«При этом, надо понимать, что газовых проектов, как таковых, в Греции нет, а весь объем потребляемого природного газа Афины импортируют со стороны. Возможно, они хотят провести какую-то геологоразведку на шельфе Крита или своей морской акватории, но в условиях текущей конъюнктуры мировых цен это крайне маловероятно, хотя бы в силу объективных экономических обстоятельств», - заключает Гривач
 
Дело в том, что низкие цены на нефть и, как следствие, на газ, сказались в первую очередь не на производстве энергоресурсов, а на вложении средств в какие-то перспективные и дорогостоящие проекты. Например, в России из-за этого заморожена разработка нашего континентального шельфа, поэтому очень сомнительно, что «Газпром» будет вкладываться в аналогичные проекты на территории Греции.
 
Известно, что денег у Греции – нет, эта страна в прошлом году избежала банкротства только за счет помощи Евросоюза, так что, финансирование любых подобных проектов полностью ляжет на плечи России.
 
«Тем более, на том же шельфе Крита на сегодня не обнаружено каких-то коммерчески извлекаемых ресурсов» - резюмирует Гривач.

Греция интересует Россию как рынок и страна-транзитер

В силу всего этого, как замечает Гривач, Греция нас интересует, как самостоятельный рынок сбыта, а также в первую очередь, как страна-транзитер российского газа в государства Европейского союза.
 
«У нас, конечно, сегодня очень плохие отношения с Западом в целом, но это не отменяет того факта, что у многих государств Евросоюза, как и у правительств этих стран, есть фундаментальный интерес к развитию отношений с Россией, причем энергоресурсы здесь играют едва ли не первостепенную роль», - констатирует Гривач.
 
Поэтому Гривач считает, что этот интерес со стороны Греции говорит о том, что существует окно возможностей в плане создания южного газового коридора в Евросоюз, поэтому все эти проекты в виде «Южного потока» и «Турецкого потока» имеют внятные перспективы и не являются предметом информационных спекуляций.
 
«Нам в этом плане нужно развивать партнерство с заинтересованными государствами, которые действительно хотят работать с Россией в рамках этого проекта. Между тем, здесь не нужно забывать про то, что у национальных правительств на сегодня в Евросоюзе гораздо меньше самостоятельности, чем было раньше. Поэтому многое будет зависеть от того, сможет ли Греция, или любая другая заинтересованная страна – та же Италия, убедить Еврокомиссию, что этот проект важен и он ведет к развитию конкуренции в Европе, а также к увеличению такого фактора, как энергобезопасность Еврсоюза», - заключает Гривач.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 10.09.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики