Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия предложила три варианта ценообразования на российский газ

Белоруссия предложила три варианта ценообразования на российский газ

Она рассчитывает убедить «Газпром» подписать документы за два дня

Россия и Белоруссия обсуждают три варианта ценообразования для российского газа, сообщил заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко, передало белорусское агентство «Белта». Президент Белоруссии Александр Лукашенко поставил задачу до 14 сентября выйти на подписание протокола по газу, заявил Семашко. В воскресенье Лукашенко заявил, что Минск и Москва практически договорились о цене на российский газ. Минск ожидает предложений с российской стороны, добавил Лукашенко.

Наиболее выгодным вариантом для Белоруссии Семашко назвал равнодоходные цены (основанные на принципе равной доходности с экспортом в Европу. – «Ведомости»). Этот принцип заложен в подписанных соглашениях, пояснил «Ведомостям» представитель премьер-министра Белоруссии.

Стороны по-разному трактуют межправительственные соглашения по газу, пояснял министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик: «Российская сторона считает, что есть цена «Ямала». Мы считаем, что с 1 января должны действовать рыночные равнодоходные цены». Равнодоходной белорусский министр называл цену в $73 за 1000 куб. м.

Вариант, который, по словам Семашко, предложила Москва, предполагает некие субсидии; третий, компромиссный вариант – привязку к внутрироссийским ценам с рядом условий. Условия и размер субсидий белорусская сторона не раскрывает.

Новая схема ценообразования, согласованная на рабочем уровне, предусматривает рублевую формулу на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом цены вместо долларовой, писал в конце августа «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. В результате газ для Минска мог бы подешеветь в 2017 г. примерно на 30% до 6000 руб. за 1000 куб. м. К 2025 г., когда должен заработать единый рынок электроэнергии двух стран, стоимость газа в России и Белоруссии сравнялась бы. Вице-премьер Аркадий Дворкович это опровергал, министр энергетики Александр Новак говорил, что договоренность еще не достигнута.

Представители Дворковича, Минэнерго, Минэкономразвития отказались от комментариев. Представители минэнерго Белоруссии, «Газпрома» не ответили на запрос «Ведомостей».

Цена российского газа для Белоруссии была $132 за 1000 куб. м, затем российская сторона согласилась снизить ее до $100 за 1000 куб. м, знает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Уровень в $73, который предлагала белорусская сторона, его удивляет. Для сравнения: в Ленинградской области 1000 куб. м газа обходятся в $90, в Смоленской области на границе с Белоруссией – примерно в $85.

Действующее межправительственное соглашение основано на внутрироссийской цене, указывает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Уровень цены, из-за которого и возник спор, похоже, уже согласован, считает Гривач. «Вопрос, как к этому уровню цены прийти, – может быть долгосрочный механизм в дополнение к действующему соглашению, заключение нового соглашения», – отмечает он. Насколько выгодным будет тот или иной вариант для российской стороны, зависит от величины субсидии или формулы, по которой будет считаться равнодоходность, полагает заместитель гендиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. России нужны стабильные и понятные правила игры с Белоруссией, продолжает Гривач. Если Минск еще ждет предложений от Москвы, говорить об успехе переговоров преждевременно, сказал Крутихин. «На мой взгляд, все будет решаться в Кремле», – заключает он. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 12.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики