Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война против газопроводов из России: проекты будут «мочить» по очереди?

Война против газопроводов из России: проекты будут «мочить» по очереди?

Информационный фон вокруг «Северного потока-2» и «Турецкого потока» абсолютно разный. Кампанию против строительства газопровода по дну Балтийского моря возглавили американцы и вице-президент Джо Байден открыто заявил о том, что это плохая сделка для Европы. США вторят страны Прибалтики. При этом в шведском правительстве говорят о том, что не в восторге от проекта, а Польша непосредственно ставит палки в колеса. Чего стоят только возражения от монопольного регулятора, который, по сути, стремился поставить крест на создании совместного предприятия «Газпрома» и пяти крупнейших европейских компаний. Что и произошло, когда партнеры отозвали заявку о создании СП и сейчас ломают голову о других формах сотрудничества с российским холдингом.

Иное дело — «Турецкий поток». Сразу после возобновления переговоров Москвы и Анкары желание возродить «Южный поток» или стать частью турецкого проекта заявила Болгария. Греция объявила о том, что готова строить газопровод для транспортировки российского газа из Турции по своей территории. Правда, обе страны уточнили, что готовы к проекту при согласии Еврокомиссии. Ее президент Жан-Клод Юнкер ранее отправил письмо премьер-министру Бойко Борисову, в котором допустил поставки российского газа через планируемый болгарский хаб «Балкан» в Европу. При этом представитель энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхард заявил, что хаб может начать работать и без российского газа, но на позднем этапе это помешает его конкурентоспособности. «Поэтому было бы лучше, если бы российская сторона в этот проект включилась», — отметил представитель Еврокомиссии.

Так почему же по «Северному потоку-2» нагнетается обстановка, а по южному газовому маршруту звучат благозвучные «Газпрому» заявления. С одной стороны, по нынешнему варианту двух ниток «Турецкого потока» поставки газа в Европу вряд ли превысят 20 млрд. кубометров, тогда как расширение балтийского газопровода допускает увеличение транзита на 55 млрд. кубометров. С другой стороны, отношение у Брюсселя к обоим проектам на самом деле одинаковое, считают эксперты. Разница состоит только в том, что строительство газопроводов находится на разных стадиях осуществления и их европейские лоббисты имеют слишком разный вес.

«Северный поток-2» уже реализуется: идут тендеры, подписываются контракты, ведется подготовка документации для стран, которых он коснется. Поэтому для оппонентов российско-европейского газового сотрудничества проект более опасен. Потому на нем сконцентрированы все их силы, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Что касается «Турецкого потока», то влиять на него Брюссель не может. Другое дело — выход на страны ЕС (Греция или Болгария — прим. ред.). Здесь слишком ранняя стадия подготовки и легче давить на страны, заинтересованные в проекте. При всем моем уважении к Греции ее сложно сравнивать с таким тяжеловесом как Германия, которая выступает за «Северный поток-2».

Напомним, что после многочисленных российско-украинских газовых конфликтов «Газпром» принял решение снизить до минимума зависимость от транзита газа через Украину. После этого в 2011 году был построен «Северный поток», сейчас ведутся работы по его расширению и возобновились переговоры о строительстве «Турецкого потока» вместо «Южного потока», который должны были построить через Болгарию, но не одобрила Еврокомиссия.

Источник: EADaily, 12.09.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики