Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ливия решила подкачаться

Ливия решила подкачаться

Ливия наращивает добычу и может сорвать переговоры о заморозке нефтепроизводства

Ливия заявляет о планах в несколько раз нарастить производство и начать масштабный экспорт нефти после возврата контроля над нефтеналивными портами Сиртского залива. Это происходит на фоне все более частых разговоров о возврате к идее заморозки нефтедобычи. Теперь Ливия, благодаря своим планам, может сыграть роль Ирана, из-за которого сорвались прошлые переговоры по фиксации мирового уровня производства нефти.

Ливия в течение месяца нарастит производство нефти до 600 тыс. баррелей в сутки, сообщила Национальная нефтяная компания Ливии. Помимо этого, в ближайшее время будет возобновлен экспорт через порты так называемого «нефтяного полумесяца» (побережье залива Сирт), контроль над которыми ливийские войска вернули накануне. Технические группы уже приступили к оценке необходимых действий, добавил глава ливийской ННК Мустафа Санаалла.

К концу года уровень производства в Ливии планируется довести до 0,9 млн баррелей в сутки — при условии достаточного финансирования, доступа к портам и открытия нефтепроводов на юго-западе страны.

Ливия до вооруженного конфликта, разгоревшегося в 2011 году, добывала 1,4–1,6 млн барр./сутки, что соответствовало примерно 2% мирового производства. Но в настоящее время добыча в стране составляет лишь около 200 тыс. барр./сутки. Стоит отметить, что это оценки ООН. По данным Организации стран – экспортеров нефти, в которой состоит Ливия, в августе ежедневное производство в этой стране было выше и составляло 292 тыс. барр./сутки. 

«Увеличив добычу и экспорт нефти, мы можем сократить дефицит бюджета и платить за жизненно важные услуги», — отмечается в сообщении ННК Ливии.

Но в текущей ситуации улучшение положения в Ливии может негативно отразиться на мировом нефтяном рынке.

В этом году активно обсуждается тема заморозки уровня добычи нефти с целью стабилизировать мировые цены. Первыми этот вопрос подняли Россия, Саудовская Аравия и Венесуэла еще в начале года, но апрельские переговоры в Катаре, которые должны были привести к окончательному соглашению, сорвались.

Виновником стал Иран, который сначала заявил о том, что поддерживает инициативу, но затем решительно отказался фиксировать добычу. Исламская Республика указала на то, что санкции США и Европы, ограничивающие экспорт нефти из Ирана (а следовательно, и добычу в стране), были отменены только в январе и Иран «не намерен вновь загонять себя в санкции», пока не выйдет на досанкционный уровень производства, что соответствует около 4 млн барр./сутки. Россия, кстати, тогда заявила, что и без Ирана заморозка способна положительно повлиять на цены на нефть, так как идею поддержали производители, обеспечивающие 73% мирового производства нефти.

Но в последний момент, в ходе переговоров в столице Катара Дохе 17 апреля, заморозку отказалась поддерживать Саудовская Аравия, заявившая, что фиксировать добычу должны все крупные производители.

В этом месяце разговоры о фиксации нефтедобычи в мире вновь активизировались. Предполагается, что тема заморозки будет обсуждаться на Международном энергетическом форуме, который состоится в конце сентября в Алжире, а также в ходе очередной сессии ОПЕК в октябре. Россия и Саудовская Аравия в рамках недавнего саммита G20 даже подписали совместное заявление с целью стабилизации рынка нефти. В частности, в документе стороны отмечают неустойчивость на нефтяном рынке из-за сокращения капитальных затрат в нефтедобыче и переноса инвестпроектов. Кроме того, Россия и Саудовская Аравия признали необходимость сдерживания излишней волатильности рынка нефти.

Соглашение подразумевает создание рабочей группы для мониторинга рынка и выработки рекомендаций для обеспечения его стабильности. Как говорил ранее российский министр энергетики Александр Новак, обсуждаются сроки заморозки уровня добычи на три либо шесть месяцев. Не исключено, что срок фиксации будет и более полугода.

Впрочем, Иран продолжает делать противоречивые заявления. С одной стороны, Исламская Республика ранее заявляла, что будет поддерживать все инициативы, направленные на стабилизацию рынка. Такую позицию Тегерана подтвердил на прошлой неделе министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане. Но необходимо вспомнить, что Иран делал такие же заявления и в начале года, после чего иранская делегация даже не прибыла на переговоры в Дохе.

С другой стороны, директор Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) по международным связям Мохсен Гамсари в интервью Bloomberg, также на прошлой неделе, заявил, что досанкционные уровни производства будут достигнуты лишь к концу 2016 — началу 2017 года. В августе, по данным ОПЕК, Иран добывал 3,65 млн барр./сутки. Но при этом Гамсари подчеркнул, что со стороны Исламской Республики решение о заморозке будет политическим и принимать его должен как раз Зангане.

Ливия в данной ситуации может оказаться в роли Ирана, чей отказ от заморозки повлек за собой цепную реакцию в виде ухода от соглашения одного из инициаторов этого плана, Саудовской Аравии.

«Заморозка произойдет только тогда, когда все крупные производители, и в первую очередь такие, как Иран и Ливия, достигнут максимумов добычи», — предупреждает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин.

«В ближайшее время фиксации уровня производства никто и не ожидает, — говорит глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Словесные интервенции по этому поводу служат лишь для поддержания рынка, в то время как основные игроки демонстрируют лишь рост добычи».

Нефтяные котировки на новости о планах Ливии существенно не отреагировали. На 17.00 мск цена ноябрьских фьючерсов на нефть марки Brent на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне составила $46,49 (–$1,3).

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 14.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики