Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Каспийские желания: кто «толкает» Туркмению на поставки газа в Европу

Каспийские желания: кто «толкает» Туркмению на поставки газа в Европу

Туркмения обсуждает поставки газа в Европу. Как утверждает азербайджанское информационное агентство Trend, возможности транспортировки «голубого топлива» в страны ЕС сейчас обговариваются с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Еврокомиссией. Речь идет о поставках в 10−30 млрд. кубометров в год. Любопытно, что подхваченную СМИ информацию невозможно найти на сайте «Нефтегазового комплекса» Туркмении, на который ссылается Trend. Более того, последняя новость, связанная с поставками газа в Европу, опубликована на туркменском портале в середине лета со ссылкой на азербайджанское информагентство. В ней говорится о том, что до конца года в Туркмении планируется провести саммит глав Туркменистана, Азербайджана и Турции, на котором обсудят перспективы строительства газопровода из Туркмении в Европу. Напомним, что Баку активно уговаривает Ашхабад на этот проект для того, чтобы расширить «Южный газовый коридор», по которому с 2019 года смогут ежегодно поставлять в Европу всего лишь 10 млрд. кубометров газа. Газопровод станет альтернативой российским трубопроводным поставкам в Европу и его активно поддерживает Евросоюз.

Впрочем, пока речь идет лишь о подписании рамочного соглашения о поставках природного газа в Европу из Туркмении. А президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, как сообщает в одной из последних своих новостей «Нефтегазовый комплекс», заявил, что приоритетными газотранспортными проектами для страны являются вторая нитка газопровода в Иран и строительство газовой магистрали Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Ее возведение сейчас активно идет по территории страны.

Поэтому, похоже, педалирует в информационном пространстве идеи поставки туркменского газа в Европу Азербайджан, объемы газа которого из Каспия не смогут составить конкуренцию российскому «голубому топливу», однако другие добывающие страны пока не спешат присоединяться к проекту.

«Туркмения вряд ли отказалась от идеи поставок газа в Европу. Однако есть факторы, которые препятствуют этому. И они только усилились, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового институт при правительстве РФ Игорь Юшков. — С одной стороны, неурегулированный статус Каспия дает возможность Ирану и России блокировать строительство морского газопровода в Азербайджан, как бы его не называли — межпромысловый или как-то иначе. Более того, Иран вышел из-под санкций и не скрывает своего собственного желания поставлять газ в Европу. Этим Тегеран делает строительство морского газопровода из Туркмении в Азербайджан еще менее реальным. Иран однажды уже показал, на что он готов, когда отстаивает свои интересы. Во время попытки исследования будущей трассы газопровода в Каспийском море Тегеран прислал корабль в район работ и тот произвел выстрел в сторону исследовательских судов, после чего проект остановился».

Еще один вариант — сухопутные поставки газа в Европу, однако, как говорит эксперт, он предполагает транзит по территории Ирана и, соответственно, Тегеран не позволит его осуществить. «Сейчас из-за неразвитой газотранспортной инфраструктуры страны Иран сам импортирует газ из Туркмении», — рассказывает Игорь Юшков. В прошлом году частные турецкие компании договорились о поставках 2 млрд. кубометров туркменского газа через Иран, но там речь идет о свопе — Ашхабад поставляет «голубое топливо» в Иран, а тот взамен — свой газ в Турцию.

Вторым фактором, который, по мнению эксперта, может препятствовать экспорту газа из Туркмении в Европу, является экономика проекта.

«В России все экспортные тысячекилометровые газопроводы прямо с месторождений строили еще во времена СССР. Тогда денег не считали. Сейчас же из-за большого „транспортного плеча“ строительство Транскаспийского газопровода может оказаться слишком дорогим и невыгодным проектом, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. — Еще одно „но“ — газ с действующих месторождений уже законтрактован и под поставки „голубого топлива“ в ЕС необходимо осваивать новые. Насколько это выгодно Туркмении, сложно сказать, так как страна очень закрытая. Но нынешние цены на газ не сулят рентабельности».

Чем сейчас может быть интересна идея обсуждения поставок газа в Европу для Туркмении, так это возможностью влиять на уже существующих и потенциальных клиентов в Азии.

«Ашхабад сможет увереннее себя чувствовать на переговорах о цене на туркменский газ с Китаем, который является его крупнейшим потребителем, — предполагает Игорь Юшков. — Кроме того, это может быть сигналом Индии, совместно с которой осуществляется проект ТАПИ (газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия — прим. ред.). Да, в его осуществлении сейчас есть большие риски из-за обострения ситуации в Афганистане. Однако есть и другой фактор, затрагивающий интересы Ашхабада. Индия не хочет подписывать долгосрочных контрактов на поставку газа, так как уже обожглась с Катаром: контракт подписали, а после этого рухнули цены на газ и его поставки оказались дорогими. Поэтому тема транспортировки газа в Европу может быть хорошей возможностью для Туркмении показать, что конкуренция за ее газ существует, и для Индии вариант долгосрочного контракта будет выгодным».

Реальные же перспективы поставок туркменского газа в Европу, очевидно, будут во многом зависеть от результатов борьбы за влияние в регионе между Ираном и Россией, с одной стороны, и США и ЕС, с другой. В сентябре на сайте The Heritage Foundation вышла статья директора Центра Дугласа и Сары Эллисон по внешней политике, сотрудника Института национальной безопасности и внешней политики США Люка Коффи. В ней эксперт четко указывает на то, что споры о правовом статусе Каспийского моря прямо влияют на экономические интересы США, а запасы нефти и газа региона способны надежно обеспечить энергетические потребности Европы. Поэтому, делает вывод Люк Коффи, разграничение Каспия должно пройти с соблюдением интересов американцев и европейцев и США должны обеспечить политическую поддержку Транскаспийскому газопроводу.

Источник: EADaily, 20.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики