Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сектор газа: какие вопросы Лукашенко задал «Газпрому»

Сектор газа: какие вопросы Лукашенко задал «Газпрому»

Во время встречи с госсекретарем Союзного государства Белоруссии и России Григорием Рапотой белорусский лидер Александр Лукашенко не скрывал своего недовольства. Он выразил огорчение общим фоном развития отношений двух стран» и стал загибать пальцы: дескать, поставки белорусских товаров в Россию блокируются, товарооборот снизился на 10%, а работа на уровне Евразийского экономического союза тоже застопорилась.

Президент Белоруссии акцентировал внимание на газовом вопросе. По его словам, две страны уже долго «телепаются», не могут договориться о цене на голубое топливо, и в этих условиях Россия берет и снижает поставки нефти. Лукашенко назвал это давлением на Белоруссию, которого он не потерпит.

«Россия не оказывает давление, а наоборот идет на уступки. «Газпром» пошел на изменение всей формулы цены, которая теперь высчитывается не в долларах, а в рублях. То есть мало того, что даем среднероссийскую цену, так еще и обязуемся перейти на формулу «российская цена плюс стоимость доставки от Смоленской области до непосредственно Белоруссии». Сейчас эта стоимость равна примерно пяти тысячам рублей, на остаток 2016 года должны договориться на сумме в 6300 рублей. И единственный вопрос, по которому мы не можем договориться: в какой момент начать применять новую формулу цены», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Газпром» всячески поддерживал Минск: в том числе и тем, что до сих пор вкладывает деньги в белорусскую инфраструктуру и в газификацию. Это выгодно, поскольку Белоруссия в этом случае является одним из самых крупных потребителей российского газа (под 20 миллиардов кубов в год).

«Если новая формула начнет применяться со второго-третьего квартала, то непонятно, будет ли Минск возвращать тот долг, который «Газпром» насчитывает Белоруссии. Либо он согласится считать задним числом, и долг возвращен не будет. Основная проблема здесь — стратегическое решение на уровне глав государств, которое поможет решить конфликтные вопросы между «Газпромом» и его белорусскими потребителями. Россия ждет от Минска уступок: уж коли мы уступили по формуле ценообразования, то ждем того же. Белорусы со следующего года будут меньше платить на 30%, такая вот вырисовывается гигантская скидка. Сейчас цена составляет 120-130 долларов за тысячу кубов, а будет меньше 100. А Белоруссия на уступки не идет и не хочет рассчитываться за первое полугодие по старой формуле, что и вызывает жаркие споры», — добавляет эксперт ФАН.

«Газпром» вкладывает серьезные средства, выплачивает налоги, обеспечивает рабочие места для белорусов и, в конечном итоге, даже снижает цены, делая Минск самым любимым потребителем. Будем надеяться, что минчане пересмотрят свою позицию: «Газпром» более сговорчив с теми странами, которые идут на взаимовыгодное сотрудничество.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 20.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики