Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страсти вокруг «Северного потока-2»: Украина боится, Германия ждет

Страсти вокруг «Северного потока-2»: Украина боится, Германия ждет

«Газпром», планируя в одиночку финансировать строительство «Северного потока-2», намерен до 2019 года лишить Украину статуса транзитного государства и создать новый стратегический союз с Германией, которая должна стать новым хабом для подачи газа в Европу. Об этом сообщает газета Financial Times.

Киев боится потерять транзитные прибыли

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, на подписание нового долгосрочного транзитного контракта с Украиной «Газпром» наверняка не пойдет. А вот Германия крайне заинтересована в создании у себя под боком газового хаба, хотя и не может открыто лоббировать это из-за антироссийской внешней политики.
 
«Украина кричит про то, что ни в коем случае нельзя строить «Северный поток-2», потому что это ударит по энергетической безопасности Европы. Но это не выдерживает никакой критики, потому что «Северный поток-2» только увеличит зависимость Европы от российского газа. Получается некий абсурд: они против того, чтобы газ шел через «Северный поток», но за то, чтобы тот же самый газ в тех же объемах по старым контрактам шел через них. Это просто перекидывание маршрута.
 
На самом деле Киев просто не хочет отказываться от транзитных прибылей, а проукраински настроенный Брюссель высказывается против «Северного потока-2» потому, что они не хотят платить эти деньги из своего кармана. Украина ставит, по сути, Европе ультиматум: ребята, вы нас поддержали, когда мы пришли к власти, так что несите теперь за нас ответственность перед «российской угрозой» и возмещайте нам деньги, которые мы получили бы от транзита российского газа. Если не заплатите – у нас произойдет социальный коллапс, и инициированный вами проект умрет», – говорит Игорь Юшков.

Германия в поисках энергетического главенства

В свою очередь совершенно очевидно, что Германия, будучи крупнейшим покупателем российского газа, заинтересована в том, чтобы газовый хаб появился на ее территории. «Часть германских элит хочет реализовать проект становления Германии как крупнейшего газового хаба в Европе. Сейчас крупнейшие европейские газовые хабы – это австрийский и болгарский. Там и происходит точка сдачи-приемки российского газа фактически у всех, кроме Германии. И они хотят к себе это переманить, чтобы на них замыкались все газопроводы. Если будет построен «Северный поток-2», то фактически так и произойдет. Германия получит статус энергетического хаба, и это повысит ее значение в борьбе за главенство в Евросоюзе», – говорит эксперт.
 
По его мнению, высказать откровенную поддержку в адрес «Северного потока-2» Германии мешает антироссийский политический курс. «Германия неоднородна. Политическая элита выступает против союза с Россией, экономическая высказываются за кооперацию. Экономическим кругам это выгодно. Они покупают дешевый газ, на нем производят дешевую электроэнергию и продают по более высоким ценам. А политические круги все время колеблются. С одной стороны, они должны выступать лидерами Евросоюза и говорить, что Европе надо объединиться против «российской угрозы». С другой – экономическая выгода. Большой вопрос – что будет в самой немецкой политической элите, когда пройдут основные выборы. Не факт, что нынешняя антироссийская политика сохранится. Они, конечно, не смогут сразу отказаться от длительной антироссийской риторики, но начать ее смягчать они вполне в состоянии.

Маршрут в обход Украины

 «Северный поток» хороший маркер того, какие силы превалируют в политике Германии. Пока мы не слышим от ФРГ возгласов в защиту «Северного потока». Хотя от противников проекта мы слышим возгласы очень яростные. Шведы и поляки кричат о том, что это плохой проект. А от Германии пока ничего не слышно. Хотя окончательное решение по этому поводу в Евросоюзе будет принимать именно она», – поясняет Игорь Юшков.   
 
Эксперт убежден, что долгосрочный транзитный контракт с Киевом Россия всячески будет отвергать. «Чтобы вот так еще на 10 лет подписать контракт – такого не будет. Максимум, на который пойдут стороны, это однолетние контракты на транзит. Украина согласится на однолетний контракт, особенно в преддверии зимы, но наверняка начнет повышать транзитные тарифы до небесных высот. Они будут повышать их до предела, понимая, что скоро транзит уйдет, и уплывают последние деньги. Это будет раздражать «Газпром» и европейцев.
 
Стратегическая задача российского руководства и «Газпрома» – альтернативный маршрут доставки газа в Европу. В 2015 году через Украину прошло 67 млрд «кубов» газа. «Северный поток-1» – это минус 55 млрд «кубов». Если бы нам разрешили использовать его на полную мощность, то задача фактически была бы решена», – резюмирует аналитик. 
 
Автор: Мария Белкина

Источник: Экономика сегодня, 29.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики