Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страсти вокруг «Северного потока-2»: Украина боится, Германия ждет

Страсти вокруг «Северного потока-2»: Украина боится, Германия ждет

«Газпром», планируя в одиночку финансировать строительство «Северного потока-2», намерен до 2019 года лишить Украину статуса транзитного государства и создать новый стратегический союз с Германией, которая должна стать новым хабом для подачи газа в Европу. Об этом сообщает газета Financial Times.

Киев боится потерять транзитные прибыли

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, на подписание нового долгосрочного транзитного контракта с Украиной «Газпром» наверняка не пойдет. А вот Германия крайне заинтересована в создании у себя под боком газового хаба, хотя и не может открыто лоббировать это из-за антироссийской внешней политики.
 
«Украина кричит про то, что ни в коем случае нельзя строить «Северный поток-2», потому что это ударит по энергетической безопасности Европы. Но это не выдерживает никакой критики, потому что «Северный поток-2» только увеличит зависимость Европы от российского газа. Получается некий абсурд: они против того, чтобы газ шел через «Северный поток», но за то, чтобы тот же самый газ в тех же объемах по старым контрактам шел через них. Это просто перекидывание маршрута.
 
На самом деле Киев просто не хочет отказываться от транзитных прибылей, а проукраински настроенный Брюссель высказывается против «Северного потока-2» потому, что они не хотят платить эти деньги из своего кармана. Украина ставит, по сути, Европе ультиматум: ребята, вы нас поддержали, когда мы пришли к власти, так что несите теперь за нас ответственность перед «российской угрозой» и возмещайте нам деньги, которые мы получили бы от транзита российского газа. Если не заплатите – у нас произойдет социальный коллапс, и инициированный вами проект умрет», – говорит Игорь Юшков.

Германия в поисках энергетического главенства

В свою очередь совершенно очевидно, что Германия, будучи крупнейшим покупателем российского газа, заинтересована в том, чтобы газовый хаб появился на ее территории. «Часть германских элит хочет реализовать проект становления Германии как крупнейшего газового хаба в Европе. Сейчас крупнейшие европейские газовые хабы – это австрийский и болгарский. Там и происходит точка сдачи-приемки российского газа фактически у всех, кроме Германии. И они хотят к себе это переманить, чтобы на них замыкались все газопроводы. Если будет построен «Северный поток-2», то фактически так и произойдет. Германия получит статус энергетического хаба, и это повысит ее значение в борьбе за главенство в Евросоюзе», – говорит эксперт.
 
По его мнению, высказать откровенную поддержку в адрес «Северного потока-2» Германии мешает антироссийский политический курс. «Германия неоднородна. Политическая элита выступает против союза с Россией, экономическая высказываются за кооперацию. Экономическим кругам это выгодно. Они покупают дешевый газ, на нем производят дешевую электроэнергию и продают по более высоким ценам. А политические круги все время колеблются. С одной стороны, они должны выступать лидерами Евросоюза и говорить, что Европе надо объединиться против «российской угрозы». С другой – экономическая выгода. Большой вопрос – что будет в самой немецкой политической элите, когда пройдут основные выборы. Не факт, что нынешняя антироссийская политика сохранится. Они, конечно, не смогут сразу отказаться от длительной антироссийской риторики, но начать ее смягчать они вполне в состоянии.

Маршрут в обход Украины

 «Северный поток» хороший маркер того, какие силы превалируют в политике Германии. Пока мы не слышим от ФРГ возгласов в защиту «Северного потока». Хотя от противников проекта мы слышим возгласы очень яростные. Шведы и поляки кричат о том, что это плохой проект. А от Германии пока ничего не слышно. Хотя окончательное решение по этому поводу в Евросоюзе будет принимать именно она», – поясняет Игорь Юшков.   
 
Эксперт убежден, что долгосрочный транзитный контракт с Киевом Россия всячески будет отвергать. «Чтобы вот так еще на 10 лет подписать контракт – такого не будет. Максимум, на который пойдут стороны, это однолетние контракты на транзит. Украина согласится на однолетний контракт, особенно в преддверии зимы, но наверняка начнет повышать транзитные тарифы до небесных высот. Они будут повышать их до предела, понимая, что скоро транзит уйдет, и уплывают последние деньги. Это будет раздражать «Газпром» и европейцев.
 
Стратегическая задача российского руководства и «Газпрома» – альтернативный маршрут доставки газа в Европу. В 2015 году через Украину прошло 67 млрд «кубов» газа. «Северный поток-1» – это минус 55 млрд «кубов». Если бы нам разрешили использовать его на полную мощность, то задача фактически была бы решена», – резюмирует аналитик. 
 
Автор: Мария Белкина

Источник: Экономика сегодня, 29.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики