Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ на ниточке: даст ли «Газпром» скидки Анкаре по «Турецкому потоку»

Газ на ниточке: даст ли «Газпром» скидки Анкаре по «Турецкому потоку»

«Газпром» получил по дипломатическим каналам разрешение на проведение изыскательских работ по двум ниткам морского участка газопровода «Турецкий поток». Эти нитки находятся в территориальных водах Турции. Работы по проекту идут в хорошем темпе, но можно ли назвать строительство рентабельным? Потребуют ли турки на определенном этапе для себя скидки? Разбиралось Федеральное агентство новостей.
 
Почему-то считается, что «Турецкий поток» — проект больше политический, чем экономический, и если пересчитать выгоды из расчета мощности потока, его строительство обходится в два раза дороже. Но транзит газа через Украину стал слишком рискованным занятием, чтобы не задуматься о его альтернативе. 
 
«Здесь не только политическая, но и экономическая выгода. Если вдруг произойдет прекращение поставок по каким-либо причинам через территорию Украины, то для России это обернется экономическими издержками. Во-первых, все будут говорить, что Россия — ненадежный поставщик, во-вторых, на «Газпром» наложат прямые штрафы, потому что он обязан поставлять газ в Австрию и только там меняет собственника. Если газ туда не прибыл — это проблемы «Газпрома». В 2009 году при украинско-российских «войнах» все так и было: нам еще и штраф выставили в итоге», — вспоминает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Реализация проекта сильно ударит по интересам Украины: ввод в строй даже одной ветки «Турецкого потока» снизит транзит через государство, лишив его порядка 550-600 миллионов долларов в год....
«Тем более, что Украина намеревается поднять ставки на транзит газа в одностороннем порядке, поэтому «Газпром» и хочет создать альтернативные маршруты доставки в Европу. Кроме того, «Газпром» отныне не будет платить никаких транзитных ставок при поставках газа в саму Турцию. Около 10-15 миллиардов кубов, которые идут сейчас по территории Украины, приходят в европейскую часть Турции, а теперь будут поставляться напрямую по морскому газопроводу. Тут вопрос экономики, не только политики, как многие хотят представить», — продолжает эксперт ФАН.
 
Некоторые эксперты утверждают, что камнем преткновения в газовом вопросе между Москвой и Анкарой может стать предоставление скидки, которую турецкая сторона ждет от «Газпрома».
 
«Газпром» подписал дополнительное соглашение с независимыми частными компаниями Турции: если мы строим «Турецкий поток» и он приходит на турецкий берег, то эти компании получают определенные скидки на газ. Это стандартная практика. Скидку предполагалось давать и Болгарии, и всем остальным, кто находится дальше по маршруту «Южного потока». Но этот проект закрылся, и теперь эта практика переносится на Турцию. Не исключено, что в случае реализации «Турецкого потока» и греки получат скидку как страна-транзитер. Изначально, до ухудшения отношений Москвы и Анкары, было сразу объявлено о скидках для потребителя, то теперь эту историю умалчивают. Более того, Анкара говорит, что возьмет на себя половину затрат на строительство «Турецкого потока» на своей территории», — добавляет Юшков

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАС, 29.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики