Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снова поток

Снова поток

Турция сделала первый символический шаг к возобновлению спустя год проекта газопровода из России на свою территорию. Страна дала «Газпрому» разрешение на строительство морской части «Турецкого потока» в своих водах. Подписать межправительственное соглашение стороны рассчитывают во вторую неделю октября в Стамбуле, но эксперты считают, что делать Турцию транзитной страной довольно опасно.

В начале сентября «Газпром» получил первое разрешение от турецких властей на строительство морского участка газопровода «Турецкий поток». Турция выдала его в рамках подготовительных процедур по возобновлению проекта. Глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что «данный шаг отражает заинтересованность турецкого правительства в проекте „Турецкий поток“ и свидетельствует о переходе к его практической реализации». «Газпром» рассчитывает, что межправительственное соглашение по этому вопросу будет подписано в рамках Всемирного энергетического форума в Стамбуле 10-13 октября.

О заключении договора в октябре говорил и министр энергетики РФ Александр Новак, отмечая, что сейчас идет согласование этого документа и «дорожной карты». Но этого недостаточно для начала строительства. «Газпром» еще должен получить одобрение оценки воздействия на окружающую среду, а также решить вопрос с сухопутной частью проекта.

Это уже вторая попытка России и Турции построить газопровод между странами. В декабре 2014 года «Газпром» и турецкая Botas подписали меморандум о взаимопонимании по созданию трубы после того, как российская монополия из-за норм Третьего энергопакета отказалась от строительства газопровода South Stream из России в Болгарию. С декабря 2011 года у России уже имелось разрешение Турции на строительство южного коридора в ее территориальных водах. Разрешения касались прокладки отмененного газопровода South Stream (большая часть «Турецкого потока» должна быть уложена по маршруту South Stream). А 22 июня 2015 года страна дала добро на инженерные изыскания в экономической зоне и территориальных водах Турции для того участка «Турецкого потока», который будет проложен по новому маршруту по дну Черного моря (от точки, где South Stream должен был поворачивать в сторону Болгарии).

Изначально газопровод должен был включать четыре нитки по 15,75 млрд куб. м в год от Анапы до европейской части Турции через Черное море. Далее предполагались разные варианты поставок газа через Грецию в Южную Европу. Но переговорный процесс компаний шел тяжело, и после нескольких месяцев без заметного прогресса «Газпром» в середине 2015 года сократил мощность до двух ниток. А потом Анкара настаивала, чтобы речь шла уже только об одной ветке, газ из которой будет полностью потребляться на турецком рынке. Фактически она должна была заменить те 14 млрд куб. м газа, которые Россия сейчас поставляет в Турцию по западному маршруту через Украину. Срок действия контракта на транзит газа из РФ в Европу по нему истекает в конце 2019 года, и «Газпром» говорил, что он может быть не продлен.

Второй серьезной темой для разногласий являлась цена на газ. Турция была готова закупать больше российского газа и уже примеряла на себя роль транзитера, но требовала существенной скидки на газ, которую «Газпром» отказывался предоставить. Точку в переговорах поставил происшедший 24 ноября 2015 года инцидент, когда турецкий F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. Спустя четыре дня указом президента Россия ввела в отношении Турции санкции. Был ограничен ввоз отдельных турецких товаров, чартерные воздушные перевозки между странами были отменены, а в декабре был свернут «Турецкий поток». Параллельно Россия договорилась о строительстве еще двух веток Nord Stream в Германию и Северную Европу.

Впрочем, о «Турецком потоке» вновь заговорили уже в середине января. Тогда министр энергетики Александр Новак подтвердил, что Россия по-прежнему рассматривает возможность строительства газопровода, «если будет окончательно проявлена заинтересованность от европейских и турецких партнеров». Чиновник сделал акцент на решении ЕК и группы министров энергетики бывших стран—участниц отмененного South Stream, которые как раз решали, как диверсифицировать газоснабжение Южной Европы.

В конце июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину письмо с извинениями за гибель пилота сбитого Су-24 Олега Пешкова, которых ждали в Москве с момента инцидента. После этого отношения стран стали стремительно налаживаться. Переговоры по «Турецкому потоку» возобновились и фактически вернулись в ту точку, на которой закончились в прошлом году. В частности, речь шла только об одной нитке трубы. Такой вариант нерентабелен для «Газпрома» и самой Турции, так как газ по ней пойдет только на внутренний рынок страны, в то время как вторая нитка, на которой настаивает «Газпром», может обеспечить газом Балканы и юг Италии.

Как заявлял в середине сентября зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, в монополии рассчитывают запустить строительство газопроводов «Турецкий поток» и Nord Stream-2 в конце 2017 года. Срок завершения намечен на 2019 год. По словам топ-менеджера, «что касается второй нитки или в перспективе дополнительных ниток, это уже задача Европы вместе с Турцией определиться в объемах, сроках и назначении». По его словам, пока «Газпром» не планирует привлекать партнеров к строительству первой и второй ниток «Турецкого потока». Господин Медведев отметил, что стоимость проекта будет ясна после завершения всех процедур. Он подчеркнул, что сейчас речь не может идти о предоставлении Турции скидки на газ, с учетом того что стоимость газа на NBP (National Balancing Point) дешевле $100 за 1 тыс. куб. м.

Эксперты и раньше высказывали сомнения в привлекательности строительства газопровода через Турцию, обращая внимание на то, как тяжело обо всем договариваются стороны. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечал, что замыкать на Турцию транзит российского газа в Европу по южному маршруту нецелесообразно. По его мнению, строить две нитки газопровода через Турцию и превращать ее в транзитную страну — «опасная история». Правильнее было бы построить одну нитку газопровода в Турцию, а вторую — в Болгарию и далее через перемычку в Грецию, считает эксперт.

Помимо «Турецкого потока» на фоне потеплевших отношений между Москвой и Анкарой «Газпром» заинтересовался строительством новых или покупкой действующих газовых электростанций в Турции. "Мы заинтересованы в том, чтобы на определенных условиях участвовать в проектах энергетики. Тем более что сейчас, когда цены упали, в Турции интерес к электрогенерации на газе еще больше вырос, чем он был раньше«,— сказал Александр Медведев.

Наладить отношения с «Газпромом» не против и Болгария. Страна была ключевой в рамках строительства газопровода South Stream и сначала разрешила России строить трубу на своей территории, но затем под давлением ЕК и США заморозила стройку. Теперь Болгария предлагает России 50% в будущем газовом хабе на своей территории. Об этом в начале сентября говорил глава местной газотранспортной компании «Бултрансгаз» Георгий Гегов. А премьер Бойко Борисов заявлял, что София «не позволит, чтобы крупнейшие газопроводы в Южной Европе шли в обход Болгарии». Болгария обсуждает с Еврокомиссией получение со стороны ЕК таких гарантий, которых требует Россия, и где будет четко записано, что болгарский газовый хаб может закачивать и российский газ.

И, как ни странно, Еврокомиссия уже согласилась допустить Россию на хаб. Руководитель департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт заявил, что площадка «может начать работать и без российского газа, но на позднем этапе это помешает его конкурентоспособности», так что «лучше, если бы российская сторона в этот проект включилась». При этом именно господин Борхардт является одним из авторов концепции хабовой торговли газом в ЕС, а также ряда положений Третьего энергопакета, которые осложнили работу «Газпрома» в Европе. В ответ глава «Газпрома» Алексей Миллер напомнил, что приоритетным по южному направлению для компании станет «Турецкий поток», а возрождение South Stream не обсуждается.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 30.09.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики