Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фискальный вызов «Газпрому»

Фискальный вызов «Газпрому»

Аналитик Александр Пасечник — о том, с какими рисками может столкнуться инвестиционная программа концерна на фоне ужесточения налоговой политики

В правительстве не стихают дебаты вокруг налоговых новаций для нефтегазового сектора. И хотя четких решений все еще не сформировано, в конце сентября в повестку все-таки была внесена некоторая ясность.

Налоговые чиновники назвали сумму прикладных сборов по отрасли — 200 млрд рублей. В общем, здесь ничего принципиально нового — эта цифра прежде уже не раз озвучивалась руководством Минфина.

Но для производителей газа принципиальное значение в данном случае имеют уточняющие реплики.

По заявлению министра финансов Антона Силуанова, сделанному «на полях» Международного инвестиционного форума в Сочи, «Газпром» в 2017 году перечислит в бюджет 50% дивидендов с максимальной прибыли и 170 млрд рублей по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Более того, по данным последней презентации Министерства финансов России, ведомство продляет меру по повышению НДПИ на газ, примененную в 2016 году, до 2019 года включительно. Таким образом, пролонгация режима фискального ужесточения для «Газпрома» совокупно добавит казне 510 млрд рублей за три следующих года.

Также, согласно уточняющим комментариям замминистра финансов Ильи Трунина, стало понятно, что НДПИ на газ для независимых производителей — речь прежде всего о НОВАТЭКе и «Роснефти» — расти в 2017 году не будет. Хотя ранее сообщалось, что такой вариант прорабатывается. Эта мера должна сделать их более конкурентными по отношению к «Газпрому», и с точки зрения работы на внутреннем рынке соперники национального гиганта могут укрепить позиции.

Но «Газпром» пока не пасует перед вызовами. В конце сентября совет директоров госкомпании одобрил проводимую концерном реализацию крупнейших инвестиционных проектов. Было отмечено, что в России компания продолжает динамичную работу по созданию новых и развитию действующих добычных, газотранспортных и перерабатывающих мощностей.

В целях концерна — сохранить и повысить уровень комплексной энергетической безопасности страны, а также создать плацдарм для выхода на новые рынки и расширить экспортные поставки газа. Компания подчеркивает, что проекты реализуются в строгом соответствии с графиками.

Одно из важнейших направлений инвестиционной деятельности — реализация Восточной газовой программы. На Дальнем Востоке уже сформированы новые центры газодобычи — на Сахалине и Камчатке, построена газотранспортная система Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В рамках проекта «Сахалин-3» на действующем Киринском месторождении ведется строительство новых эксплуатационных скважин, на Южно-Киринском — геологоразведочные работы и проектирование объектов обустройства. Кроме того, недавно на Южно-Лунской структуре Киринского перспективного участка проекта «Сахалин-3» открыто новое месторождение.

Однако, согласно заявлению члена правления «Газпрома» Всеволода Черепанова, добыча газа на Киринском в текущем году скорее всего не превысит 700 млн кубометров — при плане в 1,2 млрд кубометров. По его словам, такой спад связан с отсутствием значительного спроса на этот газ. Положение дел на Киринском, в общем, характерная ситуация для ряда газпромовских месторождений. Повышенного спроса на газ пока нет ни в Европе, ни в Азии. Отсутствие высокой заявки со стороны азиатских покупателей на газ Киринского месторождения скорее всего связано с ослаблением (с точки зрения потребления газа) потенциала Японии, которая теперь активно восстанавливает атомную компоненту после уже подзабытой в последние годы аварии на АЭС «Фукусима».

К слову, это еще и сигнал к тому, что проект НОВАТЭКа с более сложным по логистике газом с Ямала («Ямал СПГ»), хотя по большей части и законтрактованным на стратегическую перспективу, также ждут трудности с точки зрения спроса. И быстрой окупаемости мегапроекта пока ждать не приходится.

Еще одна существенная часть инвестпрограммы «Газпрома» — реализация совместного проекта по разработке Парусового, Северо-Парусового и Семаковского месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе. Сейчас в соответствии с подписанным между «Газпромом» и компанией «РусГазДобыча» соглашением ведется работа по созданию проектной компании. Речь идет о «РусГазАльянсе», которым стороны будут владеть на условиях паритета. Совместной компании предстоит определить потенциальных подрядчиков и согласовать условия покупки природного газа с будущими контрагентами.

Возвращаясь к «фискальным вызовам», нужно сказать, что в «Газпроме» уже оценили последствия «налогового маневра» по итогам первого полугодия 2016 года. Хотя здесь впору смотреть на 2017 год, когда дополнительные налоговые изъятия, обозначенные в планах Минфина, могут достичь 170 млрд рублей. И сейчас компании необходимо готовить скорые обоснованные апелляции, чтобы скостить это фискальное бремя и предложить властям альтернативные решения. Иначе инвестиционная программа «Газпрома» может быть сильно подорвана, что повлечет уже системные риски и задаст тренд на ослабление рыночных позиций компании, включая экспортный вектор.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Известия, 04.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики