Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия не должна поддаваться на нефтяной шантаж Белоруссии»

«Россия не должна поддаваться на нефтяной шантаж Белоруссии»

Повышение Белоруссией тарифов на транзит российской нефти свидетельствует о том, что российско-белорусские переговоры по газу зашли в тупик. Это решение не имело экономических оснований, и его нельзя воспринимать иначе как попытку шантажа России накануне переговоров с целью улучшения собственных переговорных позиций, заявили опрошенные EADaily эксперты.

«У Белоруссии не так много серьезных рычагов давления на Россию. И повышение тарифов — это мощный, политически провокационный шаг. Там была полностью нарушена вся процедура. Белоруссия специально пошла на высокий и резкий рост тарифа, который стал выше всех разумных величин. И это, скорее всего, следствие полного ступора в газовых переговорах. Циркулирующие слухи о том, что Белоруссия добилась снижения цены до практически российского уровня, вплоть до того, что она даже может не оплачивать долг, пока не подтверждаются. Если бы это было действительно так, то можно было бы говорить о провале для России, потому что такое сильное снижение необоснованно, равно как и полное прощение долга. Видимо, это было не так, и сейчас Белоруссия подключила крайние средства», — сказал заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Он уточнил, что решение о повышении тарифов не сопровождалось предварительным согласованием с российской стороной. «Процедурой предусмотрено, что если компании не могут между собой решить этот вопрос, они обращаются к регулирующим органам. И если там все равно не находят решения, тариф может вырасти на сумму — инфляция плюс оговоренная ставка. В этом случае можно говорить о 10−15% роста. Но напомню, что не так давно, в феврале, тариф уже повышался. Не было и каких-то оснований для резкого роста тарифа, а таким основанием могут быть непредвиденные обстоятельства в экономике, повлекшие невозможность продолжения деятельности в прежних условиях. Ничего подобного объективно не происходило. Не было ни резких скачков цен или курсов валют. Сейчас все уже более-менее утряслось», — констатировал эксперт.


Подобные конфликты, по мнению Агибалова, негативно сказываются на общем восприятии договорного и правового пространства, которое существует между Россией и Белоруссией. «Они показывают, что все очень зыбко и готово воспламениться в любой момент, по большому счету, из-за не очень больших денег. Сумма белорусского долга — это не та сумма которая должна перечеркивать все решения, вырабатываемые годами», — отметил Агибалов.

Он согласен, что это решение выводит противостояние на новый уровень, потому что расширяет круг проблемных вопросов. «Это уже становится серьезной проблемой. Скорее всего, в будущем последует откат. Но открыт вопрос, на каких условиях», — сказал Агибалов.

У России, по его мнению, в этих условиях есть возможность перенаправить транзит с белорусского направления на другие технические возможные, в частности, это может быть загрузка северо-западного направления. Однако в контексте решения газового вопроса, по его мнению, речь может идти о выработке компромиссного решение на приемлемых для сторон условиях. «Хочется надеяться, что полной капитуляции России по газовым статьям не будет, потому что это станет доказательством эффективности шантажа, и будет означать ухудшение переговорной позиции России во всех следующих отношениях в том числе и с другими участниками возможных разногласий», — полагает Агибалов.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник констатировал, что ситуация находится тупике. «Газовый долг Белоруссии накоплен, и на сегодня он превышает $ 300 млн. Это связано с тем, что Белоруссия уже долгое время платит нам не по контракту: белорусские предприятия предпочитают платить по своему тарифу. И бесконечно так продолжаться не может. Переговоры пока ни к чему не приводят. Затронута уже и нефтяная сфера. Россия применила, что называется, побуждающий фактор, ограничив поставки нефти на белорусские перерабатывающие мощности. Белорусы отыгрываются подобным, повышая транзит, для чего не существует объективных оснований. Понятно, что за всем этим следует видеть политический подтекст, попытку усилить свои переговорные позиции. Пока никаких предпосылок разрешить конфликт, к сожалению, не видно. „Транснефть“ это повышение тарифов в одностороннем порядке уже сочла нарушением. Повышение тарифов без уведомления в определенной степени нарушает юридическую процедуру. Так не делается. Тем более, мы находимся в партнерских отношениях», — сказал Пасечник.

Он обратил внимание на то, что рост тарифа намечен на 11 октября. «Именно с этой даты будет действовать этот тариф. Видимо, Минск оставил время как раз для того, чтобы попытаться прийти к каким- то переговорным компромиссам в ближайшие дни. Посмотрим, что будет дальше, но еще раз замечу, что мы ни в коей мере не нацелены на разрыв кооперации. Напротив, надо решать тупиковый вопрос, надо гасить и долг за газ, надо договариваться Минску с Россией о возможном дисконте на 2017 год по газовому ценнику. И здесь метод шантажа неприемлем. Будем искать компромисс, и, возможно, решение Белоруссии о повышении тарифов на транзит будет развернуто вспять», — сказал он.

Напомним, что белорусская сторона приняла решение оплачивать российский газ не по цене, указанной в действующем контракте, а исходя из собственных соображений, согласно которым с 2016 года цены на российский газ должны стать «равнодоходными». По мнению Минска, справедливой является цена в $ 70−80 за тысячу кубометров. По данным «Газпрома», на нынешний день задолженность белорусской стороны составляет около $ 300 млн. Летом Россия заявила о сокращении поставок российской нефти в Белоруссию в третьем квартале 2016 года, что, по словам представителей официальной Москвы, связано с газовым спором. Недавно появилась информация о том, что договоренности с Белоруссией по газу были практически достигнуты. Однако эти сведения не подтвердились, и в минувшие выходные Белоруссия опубликовала постановление, согласно которому значительно повысились тарифы на транспортировку российской нефти по трубопроводам через белорусскую территорию.

Источник: EADaily, 05.10.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики