Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина требует с «Газпрома» $3 млрд, или Как страх замёрзнуть толкает к безумию

Украина требует с «Газпрома» $3 млрд, или Как страх замёрзнуть толкает к безумию

Украинские власти в суде потребовали взыскать с «Газпрома» более $3 млрд. Причина старая — Киев уже шесть лет набирает компромата на российскую госкомпанию, обвиняя холдинг в «злоупотреблении положением на рынке транзита газа».

Сегодня антимонопольщики подали заявление в Хозяйственный суд Киева на сумму почти в 86 млрд гривен ($3,3 млрд). Суть претензий едва ли логична — как считают в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ), в 2009–2015 годах российская компания нарушала условия транзитного контракта с «Нафтогазом Украины», в частности, сокращая объём перекачиваемого в Европу газа. При этом концерн являлся фактически единственным «клиентом» украинской ГТС, из-за чего, по версии Киева, управляющий трубами «Укртрансгаз» постоянно терпел убытки.

Как писал Лайф, претензии украинских властей фактически направлены против даже не самого «Газпрома», а правовых основ всей российской экспортной системы газовых поставок — по законам РФ «Газпром» наделён монопольным правом на экспорт голубого топлива любых поставщиков на территории страны. Это право каждый год, кстати, пытаются оспаривать многие российские недродобытчики, такие как «Роснефть» и «Новатэк».

Власти Украины ещё в январе предупреждали «Газпром», что в случае отказа от выплат по штрафу ему придётся отвечать в суде. Газовый гигант опередил их и сам попытался оспорить претензии Киева сразу в четырёх местных высоких инстанциях, но безуспешно — никто не решился рассматривать иск. В августе АМКУ заявил, что обратится в суд с требованием о принудительном взыскании, если «Газпром» не выплатит штраф добровольно. Что, собственно, и сделал.

Фактически украинские суды действуют за гранью международных договорённостей и норм, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Судить тут, по сути, нечего — между «Газпромом» и украинскими властями нет и не было никаких бумажных договорённостей о поставках газа. Соответственно, решения украинских судов не будут распространяться дальше границ Украины, и «Газпром» будет иметь полное право эти штрафы не платить, — замечает он.

Впрочем, действовать в одностороннем порядке Киеву не впервой — ранее он уже поднимал тарифы на прокачку газа без согласования с «Газпромом». Но поскольку договор был коммерческим, в отличие от данного случая, протест «Газпрома» может быть рассмотрен в Стокгольме.

— Логика такая — в одностороннем порядке можно делать всё, потому что в общем геополитическом конфликте России и Украины Запад на стороне Киева, — предполагает Юшков.

Очень похоже, что таким образом Киев страхуется от будущих рисков замёрзнуть зимой — если «европейского» газа не будет хватать, Украина может влезть в транзитную трубу, впоследствии оправдываясь перед Европой тем, что на это их своим «доминирующим» положением вынудил «Газпром».

В любом случае, развязки очередного раунда серии «Газпром» против Украины" стоит ждать не меньше пары-тройки лет, считает аналитик.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 05.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики