Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тот же долг, только меньше: как Москва и Минск нефтегазовый спор улаживают

Тот же долг, только меньше: как Москва и Минск нефтегазовый спор улаживают

Россия и Белоруссия урегулировали вопрос в сфере поставок нефти и газа. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. В чем именно заключается это урегулирование и к какому компромиссу пришли обе стороны? Разбиралось Федеральное агентство новостей.
 
По словам президента Белоруссии, он уже познакомился с докладом правительства по нефтегазовым вопросам с Россией и выразил удовлетворение тем, что Москве и Минску удалось выйти на подписание общего документа. Все проблемные вопросы остались в прошлом, все шероховатости были согласованы и сняты. Среди проблемных вопросов — отказ Белоруссии выплачивать «Газпрому» причитающийся долг, мотивируя это новой формулой цены. 
 
«Если договоренности действительно достигнуты, то урегулирование лежало в сфере того, как оплачивать поставки газа в текущем году. Именно это и было камнем преткновения в российско-белорусском споре. Россия рассчитывала, что со второго полугодия Минск будет покупать газ по фиксированной цене в 6300 рублей. А белорусы сразу же с начала 2015 года хотели перейти на новую формулу ценообразования, исключительно рублевую, которая должна была дать им скидку в 30% на поставку газа. Цена расхождений составляла примерно 300 миллионов долларов. Если Белоруссия принимала наш вариант, то эту сумму она должна была заплатить. Но они с начала 2015 года считали по-своему, по более низкой цене», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Сейчас же, по его словам, достигнут некий компромиссный вариант: какую-то сумму Минск Москве все же заплатит, но не в полном объеме, не по формуле старого контракта, а условную половину того долга, на который рассчитывал «Газпром» и российское Минэнерго. И сразу же после этого отношения между двумя странами переходят на рублевую формулу. Но более точно об этом можно говорить лишь после того, как будут опубликованы договоренности.

Ранее Лукашенко обвинял российские власти в давлении на Белоруссию и нежелание идти навстречу в переговорах и грозился провести переговоры с Ираном о поставка нефти. Чуть позже появилась информация, что Минск в полтора раза повысит тарифы на транзит российской нефти через территории страны. 

«Это была исключительно информационная кампания, попытка надавить на Россию, хотя вся нефтяная история выглядела примерно так же, как и недавняя история с Венесуэлой: откровенно нерентабельные поставки, которые сложно организовать физически, гораздо более дорогие, чем российские. Попытка Белоруссии зайти в одну воду дважды в меньшей степени повлияла на решение России искать компромисс, чем та же история с повышением тарифов. Поправки о повышении должны были вступить в силу с 11 октября. Думаю, их теперь не отменят, но введут мораторий на их введение и примут их в начале следующего года, когда и предполагается эти тарифы поднимать. А Россия их согласует. Так Минск сохранит лицо, не отменяя свое решение, но временно его замораживая до февраля. В этом году тарифы повышали как раз во втором месяце», — добавляет эксперт ФАН.
 
При этом председатель правительства РФ Дмитрий Медведев уже успел сообщить, что скидки по ценам на газ для Белоруссии не предусмотрено, они останутся прежними. Так что остается дождаться окончательной информации по тем компромиссам, что, возможно, были достигнуты во время последних переговоров в Москве в пятницу.

Источник: ФАН, 10.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики