Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия продолжит платить за мнимую белорусскую дружбу

Россия продолжит платить за мнимую белорусскую дружбу

Белоруссия получит скидку на российский газ и отменит повышение тарифов на транзит нефти. Россия и Белоруссия после долгих споров нашли выход из энергетического тупика.

По итогам переговоров Минск отменил повышение тарифов на транзит российской нефти, кроме этого, Москва восстановит объемы беспошлинных поставок нефти в соседнюю страну. «Газпром» в свою очередь, не даст Минску скидку на голубое топливо, однако, его стоимость все равно подешевеет. Российский бюджет компенсирует компании «Газпром» скидку на газ, предоставленный для Белоруссии: выплата до конца года составит 25 млрд рублей, в следующем году — 56 млрд рублей. В энергетическом споре между Россией и Белоруссией в очередной раз «старший брат» потерпел «сокрушительное поражение», доказав, что не «народное достояние» кормит РФ, а граждане страны платят за благосостояние «Газпрома». После очередной угрожающей риторики президента Александра Лукашенко скорректировать интеграционные процессы, и увеличить тариф на транзит российской нефти, многие эксперты отметили, что Москва из-за тяжелого экономического положения в стране больше не пойдет на шантаж соседа, и не будет давать дисконт на свои энергоресурсы Минску. Однако, Александр Григорьевич, в который раз повторяя одну и ту же мантру: «если хотите быть «старшим братом, тогда платите за это», получил, чего и требовал от России.

Москва и Минск уже несколько лет возводят интеграционную пирамиду в рамках Единого экономического союза, где в очередной раз заложником стала компания «Газпром», которая на этот раз отказалась покрывать интеграционные убытки за счет своих средств. На политическом уровне существуют договоренности на дальнейшее сближение экономик двух стран: а именно, предоставить Белоруссии практически внутрироссийскую цену на газ, тем самым страна получила бы одномоментно 30-ти процентную скидку на газ, однако, газовый монополист отказывается оплачивать дополнительные расходы. Кроме этого, есть опасность, что иностранные контрагенты могут обвинить «Газпром» в том, что он выборочно предоставляет скидки, и может получить судебные иски в Стокгольмский арбитраж.

Стратегическое решение о внутрироссийских ценах на газ для белорусских потребителей принято на самом высоком уровне, однако, видимо, пока не понятно, что за это Белоруссия даст взамен РФ, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Как отметил собеседник издания «Колокол России», Лукашенко допустил грубую ошибку, заявляя о возможном замораживание интеграционного процесса с РФ, и шантажируя повышением тарифа на транзит нефти.

«Белоруссия могла бы получить еще большие преференции от РФ, если бы желала усилить интеграцию в российский газовый сектор, а под этим предлогом могла потребовать допустить на свой рынок независимых газовых производителей, «Роснефть» и «Новатэк». В результате конкуренции между российскими газовыми компаниями белорусы могли бы получить дополнительную скидку. Однако газовая проблема – не единственное слабое место между странами, - отметил Игорь Юшков, напомнив, - Белоруссия уже несколько лет получает беспошлинно нефтепродукты из РФ, продавая бензин в Европу, однако, не возвращает часть пошлины в российский бюджет».

При всех недостатках и сложностях в энергетической сфере; Белоруссия для РФ является пока надёжным транзитным партнером, кроме этого, Минск потребляет ежегодно 18 млрд кубометров газа, что тоже немало для «Газпрома». Однако со всеми скидками на энергоносители российский бюджет несет убытки от предоставленных преференций своему ближайшему соседу и партнёру.

«Предоставлять Белоруссии скидки на энергоресурсы и тем самым продолжать субсидировать ее экономику, лежит в политической плоскости, потому что в плане бизнеса для «Газпрома» такое сотрудничество является зачастую убыточным. А значит, россияне продолжат платить за интеграционные процессы с соседней республикой, и строить единое экономическое пространство», - резюмировал собеседник издания.

Российско-белорусские отношения обострились осенью. Президент Лукашенко заявил, что Россия давит на Белоруссию, в результате чего Минск в полтора раза повысил тариф на транзит российской нефти по Белоруссии. При этом белорусские партнеры имеют долг за газ в 300 миллионов долларов, за который они видимо платить не собираются. Белоруссия сейчас получает газ по 132 доллара за тысячу кубометров. Это самая низкая экспортная цена «Газпрома». Но Минск хочет в два раза дешевле, то есть по внутренним российским ценам.

Автор: Анатолий Молчанов

Источник: Колокол России, 10.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики