Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заявляя о соглашениях по газу, Лукашенко выдавал желаемое за действительное

Заявляя о соглашениях по газу, Лукашенко выдавал желаемое за действительное

Текущий нефтегазовый конфликт России и Белоруссии связан не столько с энергетической сферой, сколько с экономическими и политическими взаимоотношениями двух стран в целом, поэтому разрешиться быстро этот конфликт и не может. И, вопреки заявлениям белорусского лидера, Россия вряд ли пойдет здесь на поводу у Белоруссии. Однако, как отметили опрошенные EADaily эксперты, стороны в конечном итоге все же найдут компромиссное решение.

«Тема это большая и конфликтная, и быстро решена быть не может, потому что связана с тем, какими вообще будут отношения между Россией и Белоруссией. Очень многое здесь увязано с экономической интергацией и политическими аспектами. Энергетика — это только часть общей картины и, соответственно, газовые разборки — это лишь часть энергетической проблемы. Получается эдакая матрешка — общие экономические и политические отношения, дальше энергетика, и уже затем — газ», — заявил EADaily ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Cтанислав Митрахович.

По его словам, когда Александр Лукашенко говорил о достигнутых с Россией договоренностях по газу, он пытался выдать желаемое за действительное.

«Переговоры идут очень долго, предварительная схема была изложена несколько недель назад в „Коммерсанте“, после чего выяснилось, что российская сторона на нее еще не до конца согласилась. Лукашенко в очередной, уже, наверное, в сотый раз стал пугать Россию всевозможными политическим разворотами на Запад, стал говорить, что он найдет замену российской нефти у Ирана. Затем, поскольку белорусский президент понимает, что нельзя бесконечно рассказывать о поиске новых партнеров, он сделал примиряющее заявление по отношению к России, сказав, что, мол, мы с Россией договорились. Но, как показали дальнейшие заявления Дмитрия Медведева, все еще не до конца согласовано, ищется компромисс. Лукашенко хочет слишком большую скидку на газ, хочет, чтобы одновременно были возобновлены поставки нефти в Белоруссию в полном объеме, чтобы это сопровождалось выдачей кредитов, и чтобы при этом Россия не требовала от Белоруссии каких-либо политических уступок», — констатировал Митрахович.

По прогнозу эксперта, по итогам переговоров Лукашенко все-таки получит скидку, но она вряд ли будет такой большой, как того требует белорусская сторона. «Он получит скидку, но не 50%, а все-таки поменьше. Если сейчас цена $ 130 за баррель, а он хочет $ 70, то может получить, к примеру, $ 110. Понятно, что Россия не может ссориться со всеми игроками вокруг, и поэтому она вынуждена идти на уступки, но, с другой стороны, это не значит, что можно давить на Россию и едва ли не каждую неделю требовать новых уступок», — заявил Митрахович.

Ведущий аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева отметила, что в вопросе освещения данного газового конфликта Белоруссия очень нестабильна. «Если Лукашенко заявляет о достигнутых договоренностях, то этому можно будет доверять только в том случае, если аналогичную информацию подтвердят российские официальные лица», — заявила Кокорева.

$ 70−80 за тысячу кубометров газа, к чему стремится Белоруссия, по ее словам, очень низкая цена, и Минск может требовать её только в случае, если он готов предложить взамен что-то «очень интересное» для России.

«Россия по такой цене никому не продает газ ни в дальнее, ни в ближнее зарубежье. Поэтому я бы сказала, что это не совсем адекватная просьба Белоруссии. Если они и просят такую цену, то, значит, взамен должны предложить России что-то очень интересное, что не будет обсуждаться в СМИ и в широких кругах. И если Россия на подобные вещи согласится, значит, за этим что-либо стоит», — полагает аналитик.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что экономические проблемы России и Белоруссии привели к тому, что стороны держатся за свои позиции, но им не остается ничего другого, кроме как договариваться.

«Очевидно, что каждая сторона стремится защитить свои интересы, поэтому неудивительно, что переговоры идут непросто, ведь выгода важна всем. Однако связи между нашим странами тесны и многогранны, а, значит, придётся договариваться по вопросам, по которым имеются разногласия. Понятно, что и непростое состояние двух экономик привело к возникновению противоречий в позициях сторон, оказало влияние на ход переговоров. Если говорить о возможном прекращении сотрудничества, то оно представляется маловероятным. Да, стороны, наверное, могут, обойтись друг без друга, но это нанесёт им заметный ущерб, кроме того, конфликт негативно скажется на их репутации, так как от отношений между ними зависят другие страны, в частности, в вопросах транзита нефтепродуктов. Так что повторю, кроме как искать компромисс и договариваться друг с другом, российской и белорусской стороне ничего не остаётся», — убежден Дмитрий Баранов.

Как сообщало EADaily, 10 октября Александр Лукашенко заявил, что газовый спор между Россией и Белоруссией урегулирован. По словам вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, Москва готова существенно снизить цену на газ. При этом Минск обязуется вернуть накопленный долг за потреблённый газ. Однако позже российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что никаких скидок на газ для Белоруссии не предусмотрено, цена остается той же, что была прописана в действующем контракте. То же самое подтвердил и вице-премьер Аркадий Дворкович.

Источник: EADaily, 11.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики