Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?

ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?

Министр энергетики РФ Александр Новак провел встречу с заместителем председателя Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марошем Шефчовичем, сообщает Минэнерго. После подписания соглашения с Турцией о строительстве газопровода «Турецкий поток» Новак снова взялся убеждать Брюссель снять ограничения на загрузку энергетических мощностей российских газопроводов и сократить транзит газа в ЕС через территорию Украины, полагают эксперты. 

 

ЕС меж двух огней: платить Киеву за потерянный транзит или рисковать газом?
ЕС сильно рискует, запрещая 
поставки российского газа в обход Украины 

Поставлять газ ЕС в обход Украины

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, сейчас диалог между Москвой и Брюсселем идет о том, чтобы ЕС дал зеленый свет обходным российским газопроводам – «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку».

«Мы давно пытаемся убедить европейцев в том, что важно диверсифицировать не только источники поставки газа, но и маршруты поставки. А сейчас Украина является безальтернативным транзитером российского газа. Если не ошибаюсь, в 2015 году через их территорию прошло 67 млрд кубических метров газа. И по другим маршрутам транспортировать его физически никак невозможно с  учетом тех ограничений, которые накладывает на нас Евросоюз.

Проблема в том, что, по нормам Третьего энергетического пакета, нельзя загрузить газопровод нашим газом больше чем на половину мощности. Вероятнее всего, сейчас Новак вел переговоры по поводу «Турецкого потока», который тоже подпадает под эти ограничения. Ни одна нитка не пойдет для потребителей Европы – в Болгарию, Грецию, Италию, Молдавию и Румынию. По такой же ветке из Турции в Европу поставляет газ Азербайджан, и он выведен из-под норм Третьего энергетического пакета, благодаря чему Азербайджан может загружать его на полную мощность. А аналогичная труба «Турецкого потока» еще не получила исключение. Если все это пойдет в обход Украины, Киев не сможет получать транзитные прибыли. Поэтому 2-3 млрд долларов в год Украине будут вынуждены платить США или ЕС. Украинцы скажут, мол, вы нас лишили прибыли, разрешив России загрузить газопровод на полную мощность, поэтому платите нам деньги», – поясняет Игорь Юшков.

Противодействие Брюсселя сулит ему серьезные риски

Пока Брюссель нам в этом противодействует, но в ЕС прекрасно осознают все риски, связанные с транзитом через территорию Украины. «В самой Европе тоже идет борьба двух лагерей. Один говорит, что главное – сдерживать Россию и помогать Украине. Чтобы не возмещать потом Украине потерянную прибыль из своего кармана и раздуть военные бюджеты. Это лобби очень сильное. Второе лобби – промышленники и энергетические компании, которым очень важно стабильно получать газ из России.

Они понимают, что Украина – нестабильная страна и ненадежный транзитер. Радикалы же предлагали взорвать газотранспортную систему, чтобы Россия не получала прибыль от поставок газа в Европу. Есть пример подрыва ЛЭП – что помешает им взорвать компрессорную станцию? Конечно, опасения есть. Кроме того, у Украины сейчас низкий запас газа в подземных хранилищах, самый низкий за всю историю Украины и СССР. Это тоже создает риски. Что будет в случае морозов? 

Но пока что антироссийское лобби побеждает, в том числе с подачи американцев, которым важно создать дефицит газа на европейском рынке. Что поднимет цены на газ в Европе и позволит США завалить ЕС дешевыми товарами, произведенными на энергии дешевого американского газа», – резюмирует эксперт.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 11.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики