Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: соглашение о «Турецком потоке» перспективно для РФ, но неясности есть

Эксперты: соглашение о «Турецком потоке» перспективно для РФ, но неясности есть

Подписание соглашения — политический и правовой старт проекта, отмечают аналитики

Подписание межправительственного соглашения по проекту «Турецкий поток» — политический и правовой старт проекта, который ранее оказывался под вопросом, отмечают российские эксперты, опрошенные ТАСС.

Он позволит не только увеличить поставки российского газа в Турцию, но и перенаправить ту часть газа, которая идет сейчас транзитом через Украину и балканские страны, непосредственно в Турцию.

И хотя вторая нитка газопровода, по которой газ должен поступать в Южную Европу, вызывает гораздо больше вопросов, чем первая, в случае ее реализации перед российским газовым экспортером открываются широкие перспективы, уверены аналитики.

Появилась юридическая база

Министры энергетики России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак в присутствии президентов двух стран Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана подписали в понедельник межправительственное соглашение по проекту «Турецкий поток».

Проект предполагает строительство газопровода через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части трубы должна составить около 910 км, сухопутной части по турецкой территории — 180 км. В документе речь идет о строительстве двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая. Первая нитка будет предназначена для потребления Турции, а вторая — для транзита в Южную Европу.

Планируется, что «Газпром» перенесет потоки газа, которые сейчас поступают в Турцию через Украину и балканские страны, на первую нитку «Турецкого потока». Для строительства второй нитки планируется создать совместную российско-турецкую компанию. Хотя для обеих ниток срок ввода намечен на 30 декабря 2019 года, для второй предусмотрена возможность отмены строительства по желанию "Газпрома«.

Подписание соглашения — важный шаг

«Подписание межправсоглашения — очень важная веха», — считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «До этого была стадия переговоров, сейчас это уже юридически обязывающее соглашение, это — политический и правовой старт проекта, который обеспечит прямые, не зависящие от транзитеров, поставки российского газа на территорию Турции в дополнение к существующему уже «Голубому потоку», — указал он.

Очень хорошей новостью назвал подписание соглашения и ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Блинков. По его мнению, помимо прочего, это хорошо еще и потому, что «мы все-таки с юга обойдем ненадежного транзитера — Украину». «Кроме того, и вторая нитка открывает большие перспективы — на границе Турции и Греции можно создать большой российско-турецкий газовый хаб, и можно даже создавать биржи», — сказал эксперт. «Нам не обязательно заниматься только транспортировкой, мы же можем и торговлей заниматься», — добавил он.

Кто потеряет

«После реализации проекта транзит газа, который идет через Украину и балканские страны — Румынию и Болгарию, будет прекращен, а на турецкий рынок через этот газопровод пойдет до 14 млрд кубометров российского газа в год в зависимости от конъюнктуры», — подчеркнул Гривач.

«По трансбалканскому газопроводу через Украину идет примерно четверть всего российского газа, — 22-23%», — уточнил Блинков.

С первой ниткой хорошо, вторая вызывает вопросы

«Первой нитке ничто не помешает, никакая Еврокомиссия — мы ее строим, — отметил Блинков. — Подводную часть строит «Газпром», и она будет его, а надводную, сухопутную, — турецкая Botas. Судьба второй нитки, по мнению экспертов, будет зависеть от множества факторов. В первую очередь, от потребности европейцев в увеличении поставок газа, от результата переговоров России и ЕС, а также от перспектив развития турецкой экономики.

Слишком много «но», поэтому вокруг второй нитки будут вестись переговоры, и ее строительство может начаться позже, хотя технически одновременное строительство двух веток было бы проще и дешевле.

Еще есть время принять окончательное решение по второй нитке, считает Гривач. «Это будет зависеть от того, как будут развиваться газовые рынки в Европе», — сказал аналитик. В принципе вторая нитка может быть, по его словам, ориентирована на те инфраструктурные мощности, которые ЕС и так собирается развивать. «Европейцы собираются строить достаточно много инфраструктуры, чтобы интегрировать Юго-Восточную Европу, которая в значительной степени отрезана от остальной части Евросоюза, — отмечает эксперт. — И здесь могут появиться новые транспортные мощности».

Гривач напомнил, однако, что европейцы испытывают огромное давление со стороны США по поводу развития сотрудничества с Россией вообще и в газовой сфере, в частности.

Перспективный газовый хаб

«Европа рассматривала Турцию как транзитера для других источников газа: по идее Турция должна была превратиться в транзитный хаб, но не для российского газа», — отметил Гривач. Но сейчас, при реализации второй нитки, продолжил он, «к этому хабу может быть добавлен и российский газ». Это увеличит значимость самого хаба и даст возможность российскому газу конкурировать с другими поставщиками, полагает эксперт.

«Вторую нитку еще нужно дорабатывать юридически, — полагает Блинков. — По идее на границе Турции и Греции, где будет заканчиваться вторая нитка „Турецкого потока“, можно было бы устроить турецко-российский газовый хаб». Туда же выйдет азербайджанский газ по «Южному газовому коридору», есть европейские проекты подтянуть туда иракский газ и т.д. «В принципе там можно было бы создать большую торговую площадку для юга Европы. А газопроводы европейцы строили бы сами», — сказал эксперт.

При этом, по его словам, очень много неопределенности со второй ниткой. «Нужно, чтобы были потребители в Европе, чтобы была газотранспортная сеть. А кто ее будет строить? „Газпром“ может и сам построить, но для этого его нужно вывести из-под третьего энергопакета, по которому он не может быть и собственником газа, и собственником трубы, и продавцом газа», — продолжил Блинков. «Если Брюссель решит, что российский газ им нужен, либо они выводят „Газпром“ из-под третьего пакета, либо строят сами», — добавил он.

Россия, наконец, может продавать газ Турции, а та уже будет продавать его Европе. «Но для этого нужно, чтобы Европа построила газотранспортную сеть побольше, чем она планирует для «Южного газового коридора», — считает Блинков. При этом он не исключил еще один вариант, при котором газ второй нитки может потребить в будущем и сама Турция. «Это — страна развивающаяся, и газ ей нужен во все больших объемах», — сказал эксперт.

Источник: ТАСС, 11.10.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики