Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Срочно в Турцию

Срочно в Турцию

Решение проблемы транзита газа в обход Украины дорого обходится России 

Министры энергетики Турции и России подписали в понедельник межправительственное соглашение о возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток». Это пока политическая декларация, фактический старт проекту будет дан после подписания договора непосредственно между «Газпромом» и турецкой Botas. Строительство может обойтись России в $25 млрд.

Стремительная реанимация проекта после его стремительного замораживания в ноябре 2015 г. выглядит успехом российской дипломатии и угрозой Украине, которая может лишиться части получаемых за транзит российского газа в Европу $2 млрд – на долю поставок в Турцию приходится почти четверть от нынешних 60 млрд куб. м транзита. Но с экономической точки зрения договор выглядит неоднозначными: по сути, чтобы продавать Турции примерно те же объемы газа, что и прежде, России придется потратить огромные средства на прокладку нового газопровода (частично будет использована ранее также бесцельно построенная инфраструктура так и не реализованного «Южного потока» – на него было потрачено $17 млрд) и дополнительно сделать Турции скидку на газ. Перспективы появления второй нитки в страны Южной Европы неочевидны, для ее загрузки нужны новые газопроводы с европейской стороны, строительство которых пока не предвидится, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Шансы ввести в строй вторую нитку невелики, согласны аналитики Citi.

Но проекты газопроводов «Газпрома» никогда не стоит рассматривать как исключительно экономические. Планы обхода территории Украины, очевидно, актуализировались в связи с новым расстройством отношений между Россией и Западом.

«Турецкий поток» только часть плана «Газпрома» по обходу Украины. Куда более значимые объемы газа – 55 млрд куб. м – должен взять на себя «Северный поток – 2» (две новые нитки обойдутся, по оценке «Газпрома», в 9,9 млрд евро). Проект движется медленнее, чем хотелось бы «Газпрому»: на прошлой неделе компания планировала заявить о достижении договоренностей с партнерами о создании консорциума, но из-за возражений польского антимонопольного регулятора создание оператора не состоялось. Представители Европейской народной партии подняли в Европарламенте вопрос о введении санкций в отношении «Северного потока – 2». Угроза вполне реальна, считает Корчемкин, если это будут санкции в виде запрета на продажу услуг по строительству подводных газопроводов, – все потенциальные подрядчики являются европейскими компаниями.

Полностью исключить возможность появления политических препятствий невозможно, согласен Алексей Гривач из Фонда национальной энергобезопасности, но с учетом высокой степени взаимозависимости России и Европы в области энергетики это будет выстрелом в ногу.

«Газпром» крайне ограничен во времени. Сроки действия нынешнего соглашения с Украиной истекают 31 декабря 2019 г., но, чтобы успеть построить альтернативные пути доставки газа в Европу, нужно начинать уже летом 2017 г., считают аналитики Citi (российская сторона предполагает, что начало строительства «Турецкого потока» придется на начало 2018 г.).

Очевидно, Россия не хочет заключать новое соглашение с Украиной, но сроки могут заставить.

Автор: Мария Железнова

Источник: Ведомости, 12.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики