Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Общество «Рога и копыта»: Украина нашла «инвестора» для своей ГТС

Общество «Рога и копыта»: Украина нашла «инвестора» для своей ГТС

Глава «Укртансгаза» Игорь Прокопив на II Украинском газовом форуме, который проходил в столице этой страны – городе Киев, заявил, что итальянская энергетическая компания SNAM и словацкая Eustream сделали Украине предложение, согласно которому они готовы стать операторами украинской газотранспортной системы.

Европейцы якобы хотят купить часть украинской ГТС

Примечательно, что, по словам Прокопива, SNAM и Eustream, интересуются только магистральными газопроводами Украины, причем выполнение этого условия с украинской стороны технически и организационно действительно возможно.

В таком случае, на Украине появится два «Укртрансгаза», один из которых будет выполнять транзитную функцию, а второй – функцию сугубо внутреннего обеспечения.

Интересно, что украинские газовики, таким образом, рассчитывают гарантированно загрузить национальную газотранспортную систему и обеспечить транзит газа через территорию своей страны.

Украинские фантазии не имеют границ

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что сложно представить, чтобы словацкий оператор Eustream, даже вместе с итальянскими коллегами, мог в принципе пойти на это.

«Непонятно, что здесь скрывается под формулировкой «их интересуют магистральные газопроводы» Украины, поскольку, если их интересуют инвестиции в этот газотранспортный актив, то совершенно неясно, где SNAM и Eustream возьмут деньги на этот проект, чтобы получить возможность купить саму эту систему или хотя бы ее магистральную часть. Ведь до сих пор, несмотря на массу заявлений по этому вопросу, ни в период президентского правления Виктора Ющенко, ни Виктора Януковича, ни даже того же Петра Порошенко, хотя сразу после Майдана было заявлено, что придут иностранные инвесторы и купят украинскую трубу, здесь нет какого-либо продвижения», - констатирует Митрахович.

Митрахович замечает, что на это действие не решились не то, что SNAM и Eustream, но даже такие гиганты, как американский Chevron или французская Eni.

Украинская ГТС без российского газа никому не нужна

«Украинцы постоянно спекулировали такими брендами и говорили про то, что они могут купить их газотранспортную систему, но в итоге никто ничего не купил. И это неудивительно – на сегодня не существует какой-либо гарантии, что украинская ГТС будет загружена. Поэтому можно говорить с уверенностью, что ни одна крупная иностранная компания не купит этот актив, пока не будет уверена в том, что украинская труба будет загружена российским газом», - заключает Митрахович.

По словам Митраховича, возможно, что Прокопив имеет здесь в виду, что на Украине будет переформатирована система управления ГТС и что Киев полностью имплементирует у себя условия Третьего энергопакета, после чего пригласит к себе европейских операторов.

«Таким образом, может быть создана некая платформа для обсуждения, как вести транзит природного газа в условиях каких-то сложностей. Например, в конце 2014 года был согласован «зимний пакет», когда Киев закупал газ у России на условиях, которые были тогда обговорены при участии Еврокомиссии», - резюмирует Митрахович.

При этом, как отмечает Митрахович, Киев не закупает природный газ из России уже на протяжении почти одного года.

«В прошлую зиму не было этого «зимнего пакета» и, скорее всего, в этом году его также не будет. Тогда, тем более, непонятно, зачем SNAM и Eustream это нужно. Ведь нет смысла вкладывать средства в проект, у которого нет никаких гарантий в том, будет ли он загружен или нет, а ведь от этого, в конечном счете, и зависит прибыль», - констатирует Митрахович.

У украинской ГТС останутся объемы российского экспорта и после строительства «Северного» и «Турецкого» потоков

Впрочем, нельзя говорить и про то, что украинская ГТС в случае строительства «Северного потока-2» и «Южного потока» автоматически превратится в груду никому не нужного железа.

«Определенные объемы природного газа, которые идут из России в Европу, особенно на Балканы, все равно у Украины сохранятся, но их уровень будет значительно ниже, чем раньше. Можно говорить о том, что эти объемы составят где-то 20-30 млрд кубометров природного газа в год, что, конечно, очень и очень мало. При этом, если мы даже допустим, что «Северный поток-2» «зарубит» Еврокомиссия, а «Турецкий поток» ограничится только одной ниткой для самой Турции, все равно объемы газа, которые идут сейчас через Украину, существенно сократятся. Часть этих объемов заберет вместе с собой первая нитка «Турецкого потока», а также не надо забывать про то, что в Евросоюзе проводится политика по сокращению потребления природного газа, причем, и это нужно обозначить, в первую очередь газа российского происхождения», - заключает Митрахович.

Украинская ГТС никому не нужна

В такой ситуации, как считает Митрахович, непонятно зачем на Украину приходить инвестору, которому придется вложить значительные средства в  модернизацию украинской ГТС при том, что нет никаких гарантий, что природный газ из России пойдет через нее в нужных объемах.

«Никому это не нужно, поэтому за все эти годы независимости Украины и постоянных трений этой страны с Россией, никто украинскую ГТС не купил. Поэтому такое сотрудничество возможно только в рамках каких-то консультативных советов», - резюмирует Митрахович.

Так что, можно заключить, что раз денег на это мероприятие не хватило у Chevron, то у словаков с итальянцами точно не будет таких инвестиционных ресурсов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики