Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти

МВФ в рамках своего доклада о состоянии экономик стран Ближнего Востока и Средней Азии сделал вывод, что мировые цены на нефть в ближайшие пять лет, т.е. до 2021 года, не превысят в среднегодовом исчислении уровня в 60 долларов за баррель. 

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
МВФ дал очень консервативный прогноз по нефтяным ценам 

Впрочем, в докладе также отмечается, что в 2017 году средний уровень стоимости нефти вырастит с 43 до 51 доллара за баррель.

При этом, ко всем этим прогнозам со стороны МВФ многие эксперты часто относятся с большим скепсисом по той причине, что фонд, так или иначе, является инструментом внешней политики США, а Вашингтон, в свою очередь, очень хочет иметь в своем распоряжении рычаги влияния на мировые цены на нефть.

МВФ занимается экстраполяцией существующих данных

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что этот прогноз МВФ не более чем экстраполяция тех макроэкономических данных, которые наблюдают эксперты этой организации. 

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель
Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков 

«Нельзя говорить о том, что МВФ в этих прогнозах преследует какие-то политические цели, скорее Фонд просто стал заложником своей практики. Ведь от МВФ ждут актуальных прогнозов, а также определения тенденций в рамках развития мировой экономики, причем Фонд не может их не делать, в противном случае сразу же возникнет вопрос, а зачем вообще нужна эта международная экономическая организация», - заключает Юшков.

По словам Юшкова, на сегодня стратегическая роль МВФ заключается в формировании этих тенденций, поскольку если бы Фонд сейчас заявил, что нефть упадет в следующем году, условно говоря, до 10 долларов за баррель, то это сразу бы подтолкнуло всех игроков рынка к распродаже тех нефтяных фьючерсов, которые у них есть.

«В таком случае, если бы началась массовая распродажа нефтяных фьючерсов, цена нефти на мировом рынке могла бы очень резко упасть, а то, что в МВФ говорят, что нефть будет очень скромно, но все-таки расти, напрямую способствует росту нефтяных котировок на мировом рынке», - констатирует Юшков

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
Штаб-квартира МВФ 

МВФ просто использовал актуальный прогноз на 2017 год

Все это, как замечает Юшков, говорит о том, что существующее положение дел на рынке, которое прямым образом способствует росту нефтяных котировок, продлится и на всем протяжении следующего года, а что будет дальше – никто не знает, из-за чего МВФ просто экстраполировал данные 2017 года на грядущие пять лет.

«Все это также говорит о том, что в МВФ просто не знают, как изменится ситуация на мировом рынке, поэтому и остаются в «среднем» прогнозе и продлевают его на всю пятилетку. Поэтому это заявление по 2021 году, конечно, не свидетельствует о том, что нефть до этой даты будет стоять именно в таком диапазоне», - резюмирует Юшков.

При этом, МВФ в этом вопросе, по мнению Юшкова, наверняка, имеет в виду ставку ФРС США, которую там давно хотят поднять. 

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
ФРС давно хочет поднять свою ставку 

«Этот тренд здесь, впрочем, пересекается с тем обстоятельством, что в ряде стран-производителей нефти намечается сокращение добычи, а Россия и картель ОПЕК планируют договориться о сокращении общего производства нефти в мире. Очевидно, что полученный эффект от этих двух событий на мировом рынке энергоносителей будет иметь противоположный характер, что приведет к фиксации цены на нефть на уровне 60 долларов на протяжении еще нескольких лет», - заключает Юшков.

В МВФ прекрасно осознают «слабость» своих прогнозов

Юшков также полагает, что в МВФ идут на такой консервативный сценарий и не говорят, что цена на нефть сильно упадет или, наоборот, сильно вырастит, потому что эксперты Фонда прекрасно осознают, что в этом сложном и принципиально вопросе они, на самом деле, ничего спрогнозировать не могут. 

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
Рыночные котировки нефти практически
невозможно спрогнозировать 

«Ведь любые яркие или одиозные прогнозы вроде «все пропало», нефть падает или, например, тезис о том, что мир через пять лет цена на нее вернется в золотую эру, вызовут в адрес МВФ слишком много критики в том случае, если они не сбудутся, а это, надо сказать, случится обязательно», - констатирует Юшков.

По этой причине, как отмечает Юшков, МВФ выпустил этот прогноз, поскольку обязан это сделать, но ничего нового здесь не сказал и просто пролонгировал существующие макроэкономические данные.

Американцы не заинтересованы в низких ценах на нефть

«Что касается политики США по нефтяным ценам, то Вашингтон сейчас пытается создать условия по манипуляции этим важнейшим инструментом в рамках мировой экономики. При этом, поддерживать нефтяные цены на сверхнизком уровне, не выгодно и самим американцам, поскольку в этом случае, если нефть будет держаться очень долгое время на рубеже в 40 долларов за баррель, все проекты в США по сланцевой нефти и газу сразу же прикажут долго жить», - резюмирует Юшков

 

Прогноз ради прогноза: МВФ делает вид, что знает будущее нефти
Американцы очень заинтересованы в своих сланцевых проектов 

Юшков утверждает, что в таком случае американская добыча, как газа, так и нефти, получаемые из сланцевых месторождений, пойдет сильно на спад и этот важный проект американской экономики придется США, по сути своей, закрыть.

«Раньше у них была себестоимость добычи одного барреля сланцевой нефти в 80 долларов, сейчас этот показатель равен 40-50 долларам, но это предел, дальше снижать производственные издержки больше нельзя», - заключает Юшков.

Кроме того, если в США не будет профицита производства газа, то он будет дорожать, а дорогой газ, как отмечает Юшков, это дорогое электричество и, соответственно, повышение себестоимости всех товаров, произведенных американской экономикой.

«Поэтому в стратегическом плане США самим не выгодны низкие цены на нефть на мировом рынке», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 19.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики