Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы иска «Нафтогаза» к России сомнительны: эксперты

Перспективы иска «Нафтогаза» к России сомнительны: эксперты

Перспективы иска «Нафтогаза Украины» к России выглядят весьма сомнительно, прежде всего, из-за того, что неизвестно, куда именно этот иск подан. По мнению отраслевых экспертов, сумма претензий, оцененная «Нафтогазом» в $ 2,6 млрд может выглядеть обоснованной, однако возможность истребования этой суммы от России приближается к нулю.

Как уже сообщало EADaily, накануне, 19 октября, стало известно, что «Нафтогаз Украины» и его шесть дочерних компаний требуют от России компенсировать $ 2,6 млрд «за оставшиеся в Крыму активы». Компании «инициировали арбитражное производство», лаконично сообщается в пресс-релизе «Нафтогаза» без уточнения места подачи иска.

«Если речь идет об арбитражном разбирательстве, то для его начала нужно согласие обеих сторон на участие в процессе, — заявил Центру энергетической экспертизы ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. Если Россия на это согласия не даст, то арбитража как такового быть не может. […] Но мы же понимаем, что в истории с Крымом ни один европейский суд не станет на нашу сторону, так как не признают его вхождения в состав России. Зачем нам приходить в суд, который первым делом поставит вопрос о принадлежности Крыма?! Так что арбитраж состояться не может, и такой формат, выбранный украинцами для иска, заведомо обречен».

«Перспективы иска довольно туманны, — отмечает аналитик ГК „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Они зависят от правовых оснований иска, от суда, который будет его рассматривать, и от признания его решений российской стороной».

Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб, в свою очередь, отмечает, что «ранее подобные иски в связи с потерей активов в Крыму украинский „Ощадбанк“ и несколько компаний, подконтрольных Игорю Коломойскому, подали в Арбитражный суд в Гааге».

Если же говорить о сути претензий «Нафтогаза Украины», то эксперты оценивают сумму требований как вполне адекватную.

«Сумма иска в $ 2,6 млрд выглядит не заоблачной и вполне вменяемой, поскольку, видимо, там заложена стоимость газа, который добыт за последнее время, и стоимость имущества компании «Черноморнефтегаз», — поясняет представитель украинского ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко.

«Сумма убытка, который НАК „Нафтогаз Украины“ оценивает в $ 2,6 млрд, складывается из предварительной оценки имущества, утраченного в Крыму как самим „Нафтогазом“, так и его шестью дочерними компаниями, — продолжает Вадим Иосуб. — Адекватность этой суммы можно будет оценить лишь в ходе арбитражного производства, когда украинская сторона раскроет все детали оценки, полный перечень утраченных активов и стоимость каждого. Но порядок общей суммы с учетом того, что речь идет обо всех нефтегазовых активах в Крыму и прибрежных водах, удивления не вызывает».

В то же время сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сомневается в сильной позиции украинской стороны в суде. «В иске речь идет о нарушении российско-украинского соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, — говорит Дмитрий Марунич. — Однако как может применяться данное соглашение в ситуации с Крымом, если все инвестиции и активы НАК „Нафтогаз Украины“ появились на полуострове до 2014 года, когда никто не оспаривал то, что Крым является частью Украины. Поэтому я сомневаюсь в том, что данный иск в нынешнем виде будет иметь успех».

Эксперты также высказывают мнение относительно истинных причин подачи иска «Нафтогазом». Марунич предполагает, что действия компании могут быть «попыткой противостоять требованиям Москвы вернуть долги, которые были сделаны еще при Януковиче». А по мнению Игоря Юшкова, «на самом деле цель этого всего процесса — отвлечь внимание на себя, и чем больше сумма, тем лучше. Так можно поддерживать актуальность тематики Украины в мировом новостном потоке. Ведь если о них забудут, то и денег никто не даст, и помогать не будут, и на Россию давить перестанут».

Источник: EADaily, 20.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики