Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Претензий уже нет? Брюссель готов к соглашению с «Газпромом»

Претензий уже нет? Брюссель готов к соглашению с «Газпромом»

Антимонопольное расследование Еврокомиссии по деятельности «Газпрома» в Европе может быть скоро завершено. Как сообщает Financial Times, российский холдинг и ЕК близки к соглашению, хотя дело осложняется ухудшившимися отношениями России и ЕС. По данным издания, «Газпром» обязуется изменить ведение бизнеса в Европе, а Еврокомиссия не наложит на компанию штраф за монопольное положение на рынке.

Напомним, что в 2012 году Брюссель начал расследование о возможном нарушении российским холдингом антимонопольного законодательства ЕС и в 2015 году выдвинул «Газпрому» претензии по трем антиконкурентным практикам. Это: разделение газовых рынков, препятствие свободному потоку газа через территорию стран ЕС и несправедливые цены из-за того, что по долгосрочным контрактам они привязаны к ценам на нефть. «Газпром» не признал себя виновным ни по одному пункту, но, судя по сообщению Financial Times, готов к соглашению.

По данным издания, на этой неделе ожидается встреча Еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер и зампреда «Газпрома» Александра Медведева. Однако в пресс-службе ЕК «Интерфаксу» не подтвердили встречу. Кроме того, как отмечает агентство, против сделки могут выступить отдельные страны-члены Европейского Союза.

«На самом деле, речь идет не о компромиссе, а о подтверждении того, что „Газпром“ уже устранил все нарушения антимонопольного законодательства ЕС, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — Основные претензии к российской компании состояли в том, что по контрактам покупатели не могли перепродавать газ, а сам „Газпром“ пытался взять под контроль весь путь газа до конечного потребителя — вышел и на рынок газораспределительных сетей Европы. После начала расследования компания разрешила перепродажу газа и ушла с розничного рынка. Что касается привязки цен к нефтяным, то такое ценообразование практиковали многие поставщики. Например, Норвегия и Катар. Последний сейчас вообще уходит со спотового рынка, отдавая предпочтение долгосрочным контрактам. Поэтому особых претензий у Еврокомиссии по поводу привязки цен на газ к нефтяным не было».

Как отмечает эксперт, сейчас надо говорить о том, что не «Газпром», а сама Еврокомиссия пытается установить монополию на рынок газа в Европе. «Предложения, которые обсуждаются в Еврокомиссии и озвучены ее руководством, состоят в том, чтобы Брюссель взял под полный контроль внешние закупки газа, — говорит Игорь Юшков. — В облегченном варианте европейские компании обязаны будут согласовывать с Еврокомиссией все контракты на закупку газа, в том числе по цене. В максимальном — при ЕК создадут компанию, которая будет иметь эксклюзивные права на приобретение газа из внешних источников. Очевидно, такая стратегия Еврокомиссии направлена, прежде всего, против „Газпрома“, но никак не на развитие свободного рынка газа в Европе».

Источник: EADaily, 24.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики