Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК: последний вздох перед кончиной

ОПЕК: последний вздох перед кончиной

Россия и Саудовская Аравия могут создать альтернативный нефтяной картель

Мировые цены на нефть начали снижаться после новостей о разногласиях в стане ОПЕК. Еще 28 сентября члены картеля впервые договорились снизить объемы добычи «черного золота» почти на миллион баррелей в сутки, после чего нефтяные котировки подскочили на 5%. Окончательное решение по этому вопросу стороны перенесли на встречу в Вене, которая должна состояться 30 ноября.

Однако за месяц до встречи стало известно, что Ирак, несмотря на договоренности, не готов идти на снижение добычи. В воскресенье, 23 октября, министр нефти страны Джабар аль-Ляиби заявил, что Багдад нуждается в дополнительных средствах для борьбы с «Исламским государством» *, поэтому не может себе позволить заморозку. На фоне этих новостей нефть начала снижаться на открытии торгов в понедельник. Во вторник Brent немного отыграла падение и по состоянию на 12:00 стоила 51,55 доллара за баррель.

Учитывая то, что Ирак — второй по объему производитель нефти в картеле, неизвестно, согласятся ли остальные страны разделить 800 тысяч баррелей в сутки между собой или договоренности окажутся сорванными. Это также ставит под сомнения планы Саудовской Аравии по стабилизации нефтяного рынка.

23 октября на встрече с главой Минэнерго РФ Александром Новаком министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что эти переговоры стали «важной точкой в координации процесса для достижения договоренности между странами ОПЕК и другими нефтедобывающими странами в конце ноября» и демонстрируют готовность Саудовской Аравии стабилизировать рынок. Кроме того, ранее он прогнозировал, что к концу текущего года цены на нефть достигнут 60 долларов за баррель.

Но международные эксперты уверенность саудовского министра пока не разделяют. 19 октября МВФ предсказал, что до 2021 года фьючерсы на нефть будут торговаться ниже 60 долларов. Прогноз цен на нефть на 2017 год Фонд установил на уровне 51 доллар за баррель. По прогнозу российского Минэкономразвития, среднегодовая стоимость нефти в текущем году составит 41 доллар за баррель, а в 2017—2019 годах — 40 долларов. Правда, в министерстве отмечают, что это «консервативный» прогноз.

25 октября в Москву с неформальным визитом прибыл министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино для переговоров и координации действий между нефтедобывающими странами, как входящими, так и не входящими в ОПЕК. Но если разногласия есть даже между самими членами картеля, получится ли о чем-то договориться 30 ноября в Вене?

— Из 13 стран-участниц ОПЕК больше трети (Ирак, Иран, Ливия, Нигерия и Венесуэла) не могут позволить себе не только сокращения, но и даже остановки роста добычи нефти, кроме как по внутренним техническим или внутриполитическим проблемам, — считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. — Остальные члены клуба экспортеров и Россия, как наблюдатель, выступая на словах за заморозку на нынешних высоких уровнях добычи или даже согласовывая пониженные квоты, на деле продолжают бороться за сохранение своих долей общего и региональных нефтяных рынков.

«СП»: — Но ведь все они говорят о том, что согласны пойти на снижение?

— Говорят, но в реальности любой отказ от борьбы за сохранение своей доли будет означать вытеснение с рынка партнером-конкурентом. Поэтому вся эта история с договоренностями есть не более чем информационная поддержка текущих котировок на срочном рынке. Такой вот нефтяной покер.

В том же ключе стоит рассматривать и призывы к «стабилизации рынка нефти». Рынок достаточно стабилен уже с весны, когда после февральского провала цены нащупали реальное дно, а к лету уперлись в потолок. Благодаря переговорному процессу ОПЕК и регулярным информационным вбросам, цены поднялись к уровню сопротивления в районе 55 долларов за баррель, а уровень поддержки подтянулся в район 45 долларов за баррель.

Теперь перед участниками стоит задача удержать цены в этом диапазоне. Но вовсе не поднять их к 60 долларам и выше, потому что все понимают, что при высоких ценах возобновится активная добыча на сланцевых месторождениях нефти в США. Тогда цены рискуют снова обрушиться, и придется начинать все сначала. 

«СП»: — То есть на самом деле, нынешние цены являются оптимальными?

— Да, по большому счету, текущие цены устраивают всех участников. Куда уж выше? Как говорится, «от добра добра не ищут». Но график не может выродиться в прямую горизонталь. В диапазоне должны происходить колебания. Поэтому не стоит удивляться новым противоречивым заявлениям и опровержениям. Будут еще и позитивные прогнозы, и возражения, и квоты, и их нарушения, и весь запас словесных интервенций.

Проблема рынка нефти сейчас не в ограничении роста добычи странами-членами и не членами ОПЕК, а в замедлении темпов роста мирового спроса на нефть. Ограничение добычи не сможет существенно простимулировать этот спрос, а то, что смогло бы, находится вне зоны влияния ОПЕК.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что ОПЕК, как организация, уже изжила себя, и требует замены.

— То, что в этом оркестре «согласья в музыкантах нет», было понятно давно. Риски исходили и от Ирана, и от Ирака. Меня не удивляет, что Багдад выразил такую позицию. По большому счету, такой страны, как Ирак, больше не существует. Основная добыча ведется в регионе, который называется Иракским Курдистаном, а это, фактически, отдельное государство.

Ирак представляет собой совокупность территорий, каждую из которых контролирует какая-то банда. Операторы международных проектов, которые там работают, вынуждены договариваться с местными бандитами.

В последнее время отношения между курдами и Багдадом обострились, курды отказываются платить. А поскольку Иракский Курдистан поддерживает Турция, они чувствуют себя довольно уверенно. Так что в том, что министр нефти Ирака выразил свою позицию сейчас, я вижу даже плюс.

«СП»: — Почему?

— Потому что гораздо хуже, если бы он сказал это на саммите ОПЕК. С одной стороны, мы уже видим, что никакого консенсуса 30 ноября в Вене не будет. С другой, все и так давно знают, что ОПЕК, как структура, не работает и свои обязательства не выполняет. Доходит до абсурда. На недавнем съезде в Алжире картель опубликовал свежий отчет, где черным по белому было написано, что ОПЕК нарушает собственные квоты. По установленным параметрам добыча должна быть на уровне 30 миллионов баррелей в сутки, а они добывали на несколько миллионов больше. Если вы признаете, что нарушаете собственные решения, о каких договоренностях можно говорить?

Нужно понимать, что тема ОПЕК уже отработана, и чем быстрее эта организация отомрет, тем лучше. Она скорее позорит производителей нефти, чем решает проблемы. Если бы сейчас до последнего говорили о том, что в Вене подпишут соглашение о сокращении, а потом все сорвалось бы, это создало бы негативный фон на рынках.

«СП»: — Есть ли какая-то альтернатива ОПЕК?

— Если мы хотим задуматься хоть о каком-то регулировании рынка, нужно создавать новую структуру. Апрельский саммит в Дохе мог стать началом ОПЕК-2, новой структуры на костях картеля. Идея активно прорабатывалась, обсуждался состав участников. Но тогда Саудовская Аравия развалила этот план, и ничего не вышло.

И все же, если России удастся договориться с Саудовской Аравией, к ним подтянутся другие страны, и мы вполне можем получить ОПЕК-2. Саудовская Аравия, которая провалила соглашение в апреле, теперь начинает менять свое отношение.

«СП»: — С чем это связано?

— С тем, что у них в бюджете огромная дыра. У них очень низкая себестоимость добычи нефти, поэтому раньше они наращивали ее и пытались компенсировать разницу за счет объемов. Но теперь это уже не работает. Бюджетную дыру в бюджете не закроешь никакими объемами.

У них дефицит бюджета в несколько раз выше, чем у нас. Если мы кряхтим, но держимся, то они в панике, и это заставляет их прорабатывать разные варианты. Саудиты лихорадочно пытаются найти выход из ситуации. Теперь они прибежали к нам, мол, мы в апреле погорячились, давайте договариваться.

«СП»: — А мы можем договариваться с такими ненадежными партнерами?

— Конечно, доверять мы им не можем. Нужно очень тщательно продумать, какие обязательства мы готовы взять на себя. Но если вместо или накануне саммита в Вене Россия и Саудовская Аравия подпишут хотя бы меморандум о том, что они думают о консервации добычи на 2017 год, это закроет всю историю с ОПЕК, и речь пойдет о создании новой структуры.

Понятно, что и в ней будет огромное количество подводных камней, проблем и сложностей. Нам ни в коем случае нельзя брать на себя завышенные обязательства. Понятно, что мы имеем дело со скользкими ребятами, которые уже не раз доказывали ненадежность.

Наша задача в том, чтобы пока ничего формально не обещать, но всячески давать понять рынку, что мы готовы пойти на соглашение с Эр-Риядом. Это позволит еще на какое-то время удерживать цены на нефть в районе 50 долларов. Рынок в принципе ждет таких новостей, на нем доминируют быки, играющие на повышение. Правда, западная пресса с апреля ждет, что они превратятся в медведей, но пока этого не происходит.


* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 26.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики