Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» перекрывают санкциями

«Северный поток – 2» перекрывают санкциями

Европарламент: «Северный поток – 2» нарушает интересы Евросоюза

Европарламент счел, что прокладка трубы российского газопровода «Северный поток – 2» нарушает интересы Евросоюза. По словам политологов, Европа, как и обещала, готовится включить блокировку проекта в список новых санкций против России.
Прокладка российской газовой трубы «Северный поток – 2» противоречит интересам Евросоюза. Об этом говорится в докладе «Стратегия ЕС в отношении сжиженного природного газа и газохранилищ», который был одобрен Европарламентом во вторник, 25 октября, на сессии в Страсбурге.

«Если в противоречие европейским интересам «Северный поток – 2» будет построен, это в обязательном порядке потребует обоснованной оценки доступности терминалов сжиженного природного газа (СПГ) и детальной оценки состояния газового коридора «Север — Юг», — говорится в документе. Парламентарии отводят важную роль СПГ и газохранилищам, а также освоению возобновляемых источников энергии для снижения зависимости от российского газа.

Импорт российского газа в ЕС в 2016 году увеличился на 7% по сравнению с 2015 годом, а доля РФ в общем объеме импорта газа Евросоюзом составила в 2015 году 41%. 

«Северный поток – 2» — труба мощностью 55 млрд куб. м, которая должна пройти через Балтийское море параллельно уже действующему «Северному потоку» (его мощность также 55 млрд куб. м) до Германии. Помимо «Газпрома», которому принадлежит 51%, в проекте участвуют германские E.On и BASF, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и французская ENGIE (бывшая Gaz de France). Последняя получила 9%, остальные иностранные участники — по 10%.

Ранее против проекта неоднократно выступали не только несколько стран ЕС, но и Украина, которую ввод в строй «Северного потока – 2» лишит около $2 млрд транзитных доходов в год (он задуман именно как альтернатива поставкам через украинскую территорию). Страны же Европы (такие как Польша, Словакия и страны Балтии) говорят об опасности второго «Северного потока», который усиливает зависимость от российского газа, что противоречит стратегии энергобезопасности ЕС.

Польша, которая опасается, что из-за «Северного потока – 2» могут пострадать интересы потребителей, в конце прошлой недели пригрозила судом странам, которые поддержат проект.

Об этом заявил заместитель главы МИД Польши, министр по европейским делам Конрад Шиманский на страницах Financial Times. Шиманский сравнил проект с троянским конем, который «может дестабилизировать экономику и отравить политические отношения внутри ЕС».

Интересно, что саму Польшу «Северный поток – 2» затрагивает лишь отчасти, так как эта страна получает через украинский транзит менее половины газа, закупаемого у России (в 2015 году 3,7 млрд куб. м из 8,91 млрд куб. м). Таким образом, ввод газопровода в строй конкретно для поляков мало что изменит.

В начале октября представитель Европарламента заявлял «Газете.Ru», что блокировка второго «Северного потока» может стать частью нового пакета антироссийских санкций, связанных с обострением ситуации в Сирии.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков отмечает, что Европа, которая ранее неоднократно обвиняла Россию в политизировании вопроса энергопоставок и в угрозах «энергетическим оружием», теперь сама не стесняется открыто говорить о том, что вопрос газопроводов является именно политическим.

«Другие аргументы явно исчерпались, теперь Европа ищет любые законные способы воспрепятствовать строительству трубы, — комментирует Юшков. — Причем делает это с подачи США».

США ранее уже заявляли о вредоносности проекта, а американский вице-президент Джозеф Байден мало того что называл его «плохой сделкой», но еще и пытался повлиять в этом вопросе на Швецию (шведы должны дать разрешение на прокладку трубы). При этом, как сообщалось, Байден активно рекламировал американский сжиженный газ.

«США еще в первую волну санкций против России (вызванных присоединением Крыма) планировали включить в них газовую составляющую, — рассказывает Юшков. — Но тогда именно Европа уговорила Штаты ограничиться нефтянкой».

Связано это тем, что российскую нефть заместить легко — в отличие от газа. Сейчас же, по словам Юшкова, Америка торпедирует «Северный поток – 2» через европейскую элиту, которая, с одной стороны, надеется на поставки сжиженного газа (в том числе из США), а с другой — рассчитывает на сохранение украинского маршрута.

Экономический интерес США заключается в том, чтобы, со временем добившись полного прекращения или максимального снижения поставок российских энергоносителей в Европу, создать там дефицит энергоресурсов. И восполнить его самостоятельно. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 25.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики