Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Резолюция Европарламента против строительства Северного потока -2 не повлияет на решение по этому газопроводу»

И. Юшков: «Резолюция Европарламента против строительства Северного потока -2 не повлияет на решение по этому газопроводу»

Думаю, что управленческие решения по итогам резолюции Европарламента против строительства «Северного потока-2» («СП-2») приняты не будут. Европарламент — мало чего значащий орган. То, что они принимают — решения, заявления и т.д. - не ложится в основу управленческих решений. Поэтому они зачастую радикально себя ведут, зарабатывая таким образом политические очки для самих себя. Поэтому они позволяют себе делать резкие заявления — и по Украине, и по «Боингу». Не стоит думать, что решение Европарламента нанесет удар по «СП-2».

С точки зрения бюрократии ЕП не влияет на правовой статус «СП-2». Они говорят, что увеличится зависимость Европы от российского газа. Второй аргумент, как правило — реализация «СП-2» лишит Украину прибыли от транзита российского газа в сумме порядка 2 млрд. долларов в год. То есть если по «СП-2» пошел бы газ по новым соглашениям и общий объем поставок российского газа в Европу увеличился бы, тогда первый аргумент не действует — растет зависимость. А если мы поставляем по «СП-2» тот же газ, что идет сейчас через Украину, тогда объемы одни и те же. Зависимость от российского газа не увеличивается. Получается, что они сами себе противоречат. Это высказывали польские общественники и некоторые европарламентарии.

Европарламент хочет политизировать поставки газа и в качестве антироссийской санкции запретить «СП-2». Поводом могут быть действия России в Алеппо. Но вопрос сложный — как юридически оформить это? Получается, что до границ ЕС этот газопровод можно строить «Газпрому». А где эти границы? Радикальные представители ЕС говорят, что для первого «Северного потока» границы ЕС начинаются на территории Германии, а для «СП-2» давайте, мол, определим границы в исключительной экономической зоне Германии на море и, таким образом, не позволим войти «СП-2» в Германию. Это существенно усложняет ситуацию. Поскольку если «СП-2» дойдет до территории Германии, то его можно будет передать другой компании и юридически вопрос решился бы. Газ менял бы собственника в точке входа и потребители могли бы покупать его как бы еще в России. А при заходе в ЕС он уже российским бы не считался. Все вопросы по «Третьему энергетическому пакету» снимались бы. Но я думаю, что сейчас проблема в том, какой правовой статус будет у газопровода, кто будет у точки приемки газа. Парламентарии этого не регламентируют. Здесь решение будет принимать либо Еврокомиссия как исполнительный орган, либо правительство Германии, которое выдает разрешение на строительство на своей территории. Это два центра принятия решений. А Европарламент на эти вопросы не влияет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 26.10.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики