Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запад противится связке Москвы и Анкары

Запад противится связке Москвы и Анкары

Строительство газопровода в Турцию позволит России снизить зависимость от стран-транзитёров

О перспективах проекта «Турецкий поток», соглашение о возобновлении которого было подписано 10 октября во время визита Владимира Путина в Стамбул, говорили в пресс-центре «Парламентской газеты».

Наш ответ на геополитические игры Запада

«Турецкий поток» имеет важное стратегическое значение, уверен политолог, член Общественной палаты Сергей Марков. Данный проект призван диверсифицировать маршруты поставок российского газа и снизить зависимость от стран-транзитёров. Такой подход – это естественный рациональный ответ Москвы на иррациональную действительность, считает эксперт.

Наглядно это проявилось, например, в ситуации с проектом строительства газопровода «Южный поток». Американцам удалось сорвать реализацию данной идеи, надавив на слабое болгарское правительство, констатировал Марков. Вашингтон пытается поставить под свой контроль транзитные пути поставок углеводородов между Россией и ЕС. И в сложившейся ситуации решение Москвы о дальнейшей диверсификации маршрутов экспорта углеводородов – это ответ на подобные геополитические вызовы.

Вашингтон и Брюссель не хотят усиления России

С западниками, понятно, необходимо держать ухо востро, тем более в таких чувствительных сферах, как энергетика. Те же США вместе со своими сателлитами, как, например, Катар, стремятся подмять под себя европейский энергетический рынок и вытеснить с него Россию, отметил политолог Валерий Парфёнов. В этом плане реализация «Турецкого потока» позволяет нам уклониться от давления Вашингтона и Брюсселя.

Но с другой стороны, никто на Западе не заинтересован в усилении России и Турции по вопросу транзита газа в Европу в обход уже существующих маршрутов. Звучат даже предположения о том, что попытка переворота в Турции этим летом было организована именно по указанным мотивам. Разбить связку России и Турции – вот одна из основных задач, которую сейчас пытается реализовать Запад, подчеркнул эксперт.

Без рисков не обойтись 

Продление нитки «Турецкого потока» до Европы сопряжено с определёнными рисками, прежде всего политическими. Ведь тот же проект «Южного потока» был закрыт в результате исключительно политических шагов, напомнил заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Вместе с тем, когда будет готова первая ветка газопровода, направленная на обеспечение внутренних энергопотребностей Турции, говорить о строительстве второй  для дальнейшей транспортировки сырья в Европу будет уже проще. В данном случае европейцам придётся изрядно попотеть, чтобы попытаться обосновать эффективность и выгодность поставок газа именно через Украину, а не через Турцию, на чём они, по крайне мере пока, собственно, и настаивают. 

Здесь есть важный фактор – существенный износ газотранспортной системы (ГТС) Украины. К 2020 году, когда, как предполагается, будет введён в эксплуатацию «Турецкий поток», украинские магистрали, по которым газ течёт в Европу, достигнут своего предельного срока эксплуатации. По сути, трубопроводы придётся прокладывать заново. А заодно необходимо обновить соответствующее оборудование. Подобная модернизация украинской ГТС обойдётся в разы дороже, чем строительство «Турецкого потока». Захочет ли европейский бизнес инвестировать в этот проект на Украине? В любом случае для привлечения денег руководству ЕС придётся доказывать, что уже при построенном «Турецком потоке» эти инвестиции в модернизацию украинской ГТС будут эффективными и безопасными. Дальнейшая дискуссия России с Евросоюзом, как полагает Гривач, будет строиться именно вокруг этого вопроса.

Первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Игорь Ковалёв сомневается, что газотранспортная система Украины сможет создать какую-то конкуренцию. По его мнению, очевидно, что сроки строительства «Турецкого потока» подвязаны под окончание в 2019 году контрактов на транзит газа через украинскую систему.  

Нельзя также сбрасывать со счетов наличие у Турции своих интересов, предостерёг эксперт. Анкара стремится диверсифицировать маршруты импорта газа на свою территорию. Так, помимо азербайджанского голубого топлива в перспективе в Турцию может транспортироваться сырьё из Ирака, Ирана. Но с другой стороны, в России растёт добыча газа, и эти объёмы энергоресурсов тоже нужно куда-то девать. В этом плане «Турецкий поток» на сегодняшний день – один из важнейших проектов, резюмировал эксперт. 

Автор: Игорь Байков

Источник: Парламентская газета, 27.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики