Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «У Белоруссии нет возможности заменить российскую нефть азербайджанской»

«У Белоруссии нет возможности заменить российскую нефть азербайджанской»

Танкер нефти, который Белоруссия закупила у Азербайджана, скорее всего, представляет собой не более чем тестовую, имиджевую закупку. Азербайджанская нефть является легкой и удобной для переработки, и белорусские предприятия могли заинтересоваться этой нефтью именно из-за ее качеств. Хотя и политических причин исключать не стоит, поскольку Белоруссия уже и ранее пыталась искать способы замещения российской нефти. Об этом заявили корреспонденту EADaily 26 октября эксперты в области энергетики.

Напомним, ранее СМИ сообщили, что танкер с более чем 84 тысячами тонн азербайджанской нефти разгрузился в Одесском порту. Затем эта нефть железнодорожными цистернами должна отправиться на Мозырский нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии.

«Это тестовая поставка. Речь идет об одном танкере. Они хотят опробовать, посмотреть эту нефть. В том числе, возможно, показать России, что у них имеются некоторые альтернативы. В любом случае попытка перекрыть российское направление танкерами далека от реальности. Такое замещение просто физически нереализуемо», — сказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Он отметил, что российская и азербайджанская нефть разные по составу, и переход с одной на другую требует заводских перенастроек. Эксперт сомневается, что из-за одного танкера последуют такие масштабные перенастройки. «Думаю, пока что речь идет исключительно о тестовой, имиджевой поставке. Один танкер ничего не решает», — подытожил Пасечник.

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также высказал предположение, согласно которому Белоруссия могла заинтересоваться именно качеством азербайджанской легкой нефти. «Если речь идет о покупке легкой нефти то, возможно, Белоруссия хочет попробовать на своих заводах за счет этого поиграть на структуре выпуска. Легкая нефть отличается по своим характеристикам, ее проще перерабатывать. Но любая качественная нефть имеет определенную премию в цене. Покупая нефть у России, Белоруссия не платит эскпортную пошлину, и этот выигрыш для нее очень существенен», — сказал Агибалов.

Он не исключает, что здесь может иметь место и политическая подоплека. Однако по оценке эксперта, заместить российскую нефть у Белоруссии сейчас нет технологической возможности. «Белорусские заводы обладают невысокими технологическими характеристиками и не могут работать на рыночных условиях. Они не могут просто покупать нефть по мировой цене, перерабатывать ее и продавать нефтепродукты. В таких условиях они работают просто-напросто в убыток. Подобные поставки, скорее, могут быть заготовкой на будущее, если вдруг как-то станет меняться налоговое регулирование в России. Возможно, имеет место и стремление продемонстрировать России, что Белоруссия может покупать нефть на стороне. Но сейчас, за исключением небольших экспериментальных партий, о переработке какой либо другой нефти, кроме российской, говорить не приходится», — сказал Агибалов. Он отметил, что ситуация может поменяться после того, как предприятия Белоруссии модернизируются, что, по его оценкам, произойдет не ранее 2020 года.

Как сообщало EADaily, ранее министр энергетики РФ Александр Новак cообщил, что Россия и Белоруссия достигли компромисса по вопросу о поставках газа и нефти. В частности, Белоруссия обязалась погасить всю задолженность за поставленный газ и оплачивать его по формуле, которая действовала ранее, то есть без каких-либо скидок. По словам министра, были урегулированы и взаимоотношения по поставкам нефти и нефтепродуктов. Напомним, что ранее Россия сократила объемы поставок нефти в Белоруссию.

Источник: EADaily, 28.10.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики