Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» получил разрешение использовать Opal

«Газпром» получил разрешение использовать Opal

Концерн сможет использовать дополнительно 40% мощностей трубопровода. Это снизит его расходы на транспортировку

Европейская комиссия (ЕК) одобрила исключение 50% мощностей газопровода Opal из Третьего энергопакета, сообщила ЕК в пятницу. Оно даст возможность «Газпрому» увеличить прокачку газа в Европу. Решение принято до 2033 г. «Пока воздержимся от комментариев», – сказал представитель «Газпрома».

Газопровод Opal мощностью 36 млрд куб. м соединяет морской газопровод «Северный поток» с Германией и Чехией. Газопровод дает выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. «Газпром» имел право лишь на 50% его мощностей. Это ограничение было наложено ЕК в 2009 г. Решение даст возможность концерну приобретать квоты еще на 40% мощностей, передал ТАСС.

Украина против

Украина выступала против того, чтобы «Газпрому» расширили доступ к Opal. По расчетам «Нафтогаза», если «Газпром» получит доступ к дополнительным 40% мощностей Opal, то транзитные потери Украины будут составлять 13,5–14,5 млрд куб. м в год, а транзитные доходы сократятся на $395–425 млн.

Согласно сообщению ЕК использование 50% мощностей Opal должно будет соответствовать более строгим правилам европейского рынка. «Они обеспечивают прозрачный и недискриминационный доступ для всех газовых компаний», – говорится в пресс-релизе. ЕК оставляет за собой право пересмотреть решение об исключении для Opal. «Это решение принято не по политическим мотивам, – подчеркнул чиновник ЕК. – Этим решением мы открываем газопровод Opal для более активной конкуренции» (цитата по «Интерфаксу»).

В своем решении ЕК зафиксировала новые условия. Доминирующие поставщики газа на рынке Чешской Республики или поставщики, контролирующие более 50% природного газа, прибывающего в немецкий Грайфсвальд, могут претендовать на дополнительные мощности только по базовой цене.

Предложение выставлять свободные мощности Opal на торги поступило в ЕК в мае от немецкого регулятора Bundesnetzagentur. «Газпром» должен предоставлять при необходимости до 20% оставшейся мощности магистрали другим поставщикам, писала во вторник WSJ со ссылкой на свои источники.

Разрешение на увеличение прокачки не стало неожиданностью, говорит старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Технически оно было принято еще в начале 2014 г., но политически отложено. «Газпром» при необходимости прокачивал по Оpal больше газа, занимая более половины мощности, указывает она. Разрешение на Opal позволит увеличить прокачку по «Северному потоку», но не до проектных уровней. Производительность «Северного потока» – 55 млрд куб. м в год. В 2015 г. «Газпром» экспортировал в Европу 158,6 млрд куб. м газа. За 10 месяцев, по прогнозу Interfax GGA, будет около 143 млрд куб. м. В середине года «Газпром» рассчитывал поставить в Европу более 165 млрд куб. м газа. Разрешение дает «Газпрому» больше гибкости в поставках, но существенно на их увеличении не скажется, скорее это будет замещение транзитных объемов по Украине, полагает Белова.

Решение ЕК даст возможность оптимальнее загрузить мощности «Северного потока» и Opal, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Это, соответственно, позволит снизить эффективную стоимость транспортировки газа по балтийскому маршруту, сделав ее еще более привлекательной для «Газпрома». Экономия составит около $300–350 млн в год, подсчитал Гривач

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 30.10.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики