Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Купить кусочек «Роснефти» не может никто, кроме самой «Роснефти»?

Купить кусочек «Роснефти» не может никто, кроме самой «Роснефти»?

Под предлогом дальнейшей приватизации идёт закрепление уже свершившегося факта?

Правительство России продолжает масштабную приватизацию государственных компаний. Целесообразность этого вызывает большие сомнения, однако власти, похоже, настроены решительно. В прессе появились упоминания о том, что пакет акций «Роснефти» будет продан «в ближайшие дни». Предложения об участии в приватизации госкомпании поступили как отечественным (ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз), так и зарубежным партнёрам, например, китайской Sinopek.

Возглавляемая Игорем Сечиным компания является государственной, 69,5% акций принадлежит правительственному ОАО «Роснефтегаз». Считается крупнейшей в мире публичной компанией по объему добычи нефти.

Хотя, строго говоря, «Роснефть» представляет собой не госкорпорацию, а компанию с государством в качестве ключевого акционера. Сообщение о грядущей продаже 19,5% акций не является неожиданностью — еще около года назад примерно 20% акций «Роснефти» были проданы британской BP, причем уже тогда Правительство заявляло, что планирует оставить у себя в руках 50% плюс одну акцию, а остальные распродать инвесторам.

Как рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности ФНЭБ Игорь Юшков, с точки зрения интересов кабмина, смысл в том, чтобы получить как можно больше денег. У Китая и у Sinopek в частности деньги есть, но они готовы их отдать только в случае получения существенного пакета акций, нужно собрать как минимум, блокирующий пакет, а гарантий того, что купив сейчас 19%, они могут довести эту долю хотя бы до 25%, им никто не дает.

Кроме того, они видят опыт BP, когда та не получила блокирующего пакета якобы из-за того, что российское Правительство опасалось возможного участия BP в руководстве «Роснефтью». Поэтому для китайцев большой вопрос — надо ли им входить с такой долей или нет? Как отмечает эксперт, «много денег за 19,5% они не дадут». Кроме того, на решение китайской компании будет влиять конкуренция с Индией.

Во время церемонии стыка первого газопровода «Сила Сибири» присутствовали и Путин и Сечин; тогда Путин, применительно, судя по всему, к ванкорским проектам, заявил, что в России очень трепетно относятся к иностранным инвесторам, но для наших китайских друзей ограничений нет. Но они сами, видимо, такие сложные переговорщики, что индусы опередили их и вошли в Ванкор и в другие проекты «Роснефти» в Восточной Сибири и китайцы, возможно, захотят взять реванш. У индусов заняло буквально год то, чего КНР добивалась много лет: договориться о поставках нефти, о нефтепроводе, интегрироваться в нефтепереработку в Индии и после этого зайти уже в активы в самой России.

На сайте «Соуху синьвэнь» еще в июле была опубликована статья под названием «Срочно нужны деньги! Путин намерен продать акции „Роснефти“ Китаю!». Там, впрочем, отмечалось, что помимо нужды в деньгах, Россия пытается также создать Евразийский экономический союз. В этом отношении важный контракт и вхождение китайской компании в число акционеров «Роснефти» мог бы стать не только экономическим, но и политическим шагом, связывающим интеграционные геополитические проекты Москвы и Пекина. При этом сегодняшнее предложение ЛУКОЙЛу и свидетельства о том, что продажа акций начнётся уже совсем скоро, не вызвали в китайских СМИ большого ажиотажа. Вероятно, сделка в подобном формате и внутри Китая не оценивается как выгодная.

Кроме того, предстоит борьба между двумя проектами приватизации «Роснефти»: продать акции конечному инвестору, либо самой «Роснефти».

Возможно, сейчас еще рано обсуждать, кому именно достанется этот пакет. Правительство будет настаивать на том, что его нужно продавать конечному инвестору и не заниматься профанацией приватизации, а реально ее проводить; «Роснефть» же считает, что ее акции не выросли в цене в нужной мере, потому нет смысла продавать акции конечному инвестору, потому что потом за этот же пакет можно выручить гораздо больше. А так как правительству сейчас нужны деньги в бюджет — сама «Роснефть» может предоставить их, купив собственные акции. И если произойдет так — то еще большой вопрос, пустит ли потом «Роснефть» иностранных инвесторов.

По словам эксперта, теоретически если «Сечин сумеет доказать, что акции можно продать гораздо дороже, то проще взять деньги у „Роснефти“, отдав ей акции», однако «Путин может настоять и на продаже конечному инвестору для того, чтобы сбалансировать интересы различных политических групп: если с «Башнефтью проиграло правительство и выиграл Сечин, то в данном он может принять предложение экономического блока правительства, вне зависимости от экономической ситуации».

Что касается отечественных игроков, то, как считает эксперт, «ЛУКОЙЛ вряд ли хочет покупать хоть какие-то акции «Роснефти», так как его сейчас будут выдавливать из ряда проектов, а быть партнером «Роснефти» очень и очень непросто. Есть пример, когда от этого партнерства уходил Новатэк. Поэтому ЛУКОЙЛ вряд ли пойдет на покупку данного пакета, несмотря даже на предложения со стороны Путина. Что касается «Сургутнефтегаза», то, по словам Игоря Юшкова, «тот всегда инвестировал в производство, в добычу и не занимался финансовыми вложениями. Именно поэтому у него на счетах лежат гигантские средства, и поэтому „Сургутнефтегазу“ не нужно с точки зрения получения прибыли от инвестиций в акции, а управлять компанией при 19,5 % акций он не сможет. Поэтому тут он не будет участвовать, по крайней мере, добровольно».

Депутат Государственной думы шестого созыва Вячеслав Тетекин в интервью Накануне.RU отметил, что «так называемые госкомпании де-факто превратились в собственность менеджмента этих самых компаний. То есть компания государственная, а вот дохода от нее государство практически не получает. Возникает парадоксальная ситуация, когда под вывеской национализации была осуществлена фактически приватизация госкомпаний, и сейчас фактически идет процесс оформления уже свершившегося факта, никакой приватизации де-факто не происходит. Причем речь идет об активах, которые не висят на шее у государства, а приносят немалую прибыль и в таких условиях отдавать их в частные руки — это весьма сомнительно. Логики здесь нет никакой и есть ощущение, что кризис и проблемы бюджета используются скорее как предлог. Исключительно сомнительные схемы, в которых через некоторое время придется разбираться не столько политикам и экономистам, сколько правоохранительным органам. Во всем мире объектами приватизации становятся наименее выгодные, наименее доходные отрасли промышленности, но как говорить о приватизации нефтегазового сектора, если он является основой формирования нашего бюджета?»

Источник: Накануне.Ru, 02.11.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики