Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Купить кусочек «Роснефти» не может никто, кроме самой «Роснефти»?

Купить кусочек «Роснефти» не может никто, кроме самой «Роснефти»?

Под предлогом дальнейшей приватизации идёт закрепление уже свершившегося факта?

Правительство России продолжает масштабную приватизацию государственных компаний. Целесообразность этого вызывает большие сомнения, однако власти, похоже, настроены решительно. В прессе появились упоминания о том, что пакет акций «Роснефти» будет продан «в ближайшие дни». Предложения об участии в приватизации госкомпании поступили как отечественным (ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз), так и зарубежным партнёрам, например, китайской Sinopek.

Возглавляемая Игорем Сечиным компания является государственной, 69,5% акций принадлежит правительственному ОАО «Роснефтегаз». Считается крупнейшей в мире публичной компанией по объему добычи нефти.

Хотя, строго говоря, «Роснефть» представляет собой не госкорпорацию, а компанию с государством в качестве ключевого акционера. Сообщение о грядущей продаже 19,5% акций не является неожиданностью — еще около года назад примерно 20% акций «Роснефти» были проданы британской BP, причем уже тогда Правительство заявляло, что планирует оставить у себя в руках 50% плюс одну акцию, а остальные распродать инвесторам.

Как рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности ФНЭБ Игорь Юшков, с точки зрения интересов кабмина, смысл в том, чтобы получить как можно больше денег. У Китая и у Sinopek в частности деньги есть, но они готовы их отдать только в случае получения существенного пакета акций, нужно собрать как минимум, блокирующий пакет, а гарантий того, что купив сейчас 19%, они могут довести эту долю хотя бы до 25%, им никто не дает.

Кроме того, они видят опыт BP, когда та не получила блокирующего пакета якобы из-за того, что российское Правительство опасалось возможного участия BP в руководстве «Роснефтью». Поэтому для китайцев большой вопрос — надо ли им входить с такой долей или нет? Как отмечает эксперт, «много денег за 19,5% они не дадут». Кроме того, на решение китайской компании будет влиять конкуренция с Индией.

Во время церемонии стыка первого газопровода «Сила Сибири» присутствовали и Путин и Сечин; тогда Путин, применительно, судя по всему, к ванкорским проектам, заявил, что в России очень трепетно относятся к иностранным инвесторам, но для наших китайских друзей ограничений нет. Но они сами, видимо, такие сложные переговорщики, что индусы опередили их и вошли в Ванкор и в другие проекты «Роснефти» в Восточной Сибири и китайцы, возможно, захотят взять реванш. У индусов заняло буквально год то, чего КНР добивалась много лет: договориться о поставках нефти, о нефтепроводе, интегрироваться в нефтепереработку в Индии и после этого зайти уже в активы в самой России.

На сайте «Соуху синьвэнь» еще в июле была опубликована статья под названием «Срочно нужны деньги! Путин намерен продать акции „Роснефти“ Китаю!». Там, впрочем, отмечалось, что помимо нужды в деньгах, Россия пытается также создать Евразийский экономический союз. В этом отношении важный контракт и вхождение китайской компании в число акционеров «Роснефти» мог бы стать не только экономическим, но и политическим шагом, связывающим интеграционные геополитические проекты Москвы и Пекина. При этом сегодняшнее предложение ЛУКОЙЛу и свидетельства о том, что продажа акций начнётся уже совсем скоро, не вызвали в китайских СМИ большого ажиотажа. Вероятно, сделка в подобном формате и внутри Китая не оценивается как выгодная.

Кроме того, предстоит борьба между двумя проектами приватизации «Роснефти»: продать акции конечному инвестору, либо самой «Роснефти».

Возможно, сейчас еще рано обсуждать, кому именно достанется этот пакет. Правительство будет настаивать на том, что его нужно продавать конечному инвестору и не заниматься профанацией приватизации, а реально ее проводить; «Роснефть» же считает, что ее акции не выросли в цене в нужной мере, потому нет смысла продавать акции конечному инвестору, потому что потом за этот же пакет можно выручить гораздо больше. А так как правительству сейчас нужны деньги в бюджет — сама «Роснефть» может предоставить их, купив собственные акции. И если произойдет так — то еще большой вопрос, пустит ли потом «Роснефть» иностранных инвесторов.

По словам эксперта, теоретически если «Сечин сумеет доказать, что акции можно продать гораздо дороже, то проще взять деньги у „Роснефти“, отдав ей акции», однако «Путин может настоять и на продаже конечному инвестору для того, чтобы сбалансировать интересы различных политических групп: если с «Башнефтью проиграло правительство и выиграл Сечин, то в данном он может принять предложение экономического блока правительства, вне зависимости от экономической ситуации».

Что касается отечественных игроков, то, как считает эксперт, «ЛУКОЙЛ вряд ли хочет покупать хоть какие-то акции «Роснефти», так как его сейчас будут выдавливать из ряда проектов, а быть партнером «Роснефти» очень и очень непросто. Есть пример, когда от этого партнерства уходил Новатэк. Поэтому ЛУКОЙЛ вряд ли пойдет на покупку данного пакета, несмотря даже на предложения со стороны Путина. Что касается «Сургутнефтегаза», то, по словам Игоря Юшкова, «тот всегда инвестировал в производство, в добычу и не занимался финансовыми вложениями. Именно поэтому у него на счетах лежат гигантские средства, и поэтому „Сургутнефтегазу“ не нужно с точки зрения получения прибыли от инвестиций в акции, а управлять компанией при 19,5 % акций он не сможет. Поэтому тут он не будет участвовать, по крайней мере, добровольно».

Депутат Государственной думы шестого созыва Вячеслав Тетекин в интервью Накануне.RU отметил, что «так называемые госкомпании де-факто превратились в собственность менеджмента этих самых компаний. То есть компания государственная, а вот дохода от нее государство практически не получает. Возникает парадоксальная ситуация, когда под вывеской национализации была осуществлена фактически приватизация госкомпаний, и сейчас фактически идет процесс оформления уже свершившегося факта, никакой приватизации де-факто не происходит. Причем речь идет об активах, которые не висят на шее у государства, а приносят немалую прибыль и в таких условиях отдавать их в частные руки — это весьма сомнительно. Логики здесь нет никакой и есть ощущение, что кризис и проблемы бюджета используются скорее как предлог. Исключительно сомнительные схемы, в которых через некоторое время придется разбираться не столько политикам и экономистам, сколько правоохранительным органам. Во всем мире объектами приватизации становятся наименее выгодные, наименее доходные отрасли промышленности, но как говорить о приватизации нефтегазового сектора, если он является основой формирования нашего бюджета?»

Источник: Накануне.Ru, 02.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики