Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый интерес Ангелы Меркель

Газовый интерес Ангелы Меркель

Как сообщает KM.RU российско-украинский газовый конфликт формально завершился, однако теперь последствия спора двух государств постепенно выходят на другой уровень. Под предлогом необходимости обеспечить свою энергетическую безопасность Германия, похоже, пытается навязать России невыгодный пункт в соглашении о стратегическом партнерстве ЕС – Россия.

В распоряжении The Financial Times оказались два письма, адресованные канцлером Германии Ангелой Меркель председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу и премьер-министру председательствующей в Евросоюзе Чехии Миреку Тополанеку. Оказывается, Меркель предлагает добавить к соглашению о долгосрочном сотрудничестве Россия – ЕС, которое сейчас находится в стадии обсуждения, «основательную» статью по энергобезопасности, которая «дала бы нашим, т. е. западным поставщикам энергии, действующим на территории России, необходимое правовое прикрытие при разведке и разработке российских газовых резервов». Кроме того, лидер Германии также призвала «дать обеим странам (России и Украине) ясный сигнал, что повторения таких конфликтов допускать нельзя».

Довольно неожиданная инициатива Меркель сразу ставит перед Россией ряд вопросов.

Начнем с того, что Германия ставит Россию на одну доску с Украиной, как будто в срыве энергопоставок равным образом виноваты обе стороны. На первый взгляд, такое поведение кажется нетипичным, ведь Германию традиционно принято считать едва ли не союзником России среди западных стран в газовых вопросах. Однако, как видим, повторяется старая истина, что у Запада нет друзей, а есть интересы, и при случае он (в данном случае – Германия) постарается не упустить шанса добиться от России каких-либо односторонних уступок.

Но самое интересное в инициативе Меркель – в том, что она пытается установить некую связь между транзитом газа через Украину и разведкой-разработкой российских газовых резервов. Неужели Меркель намекает на то, что газ в Европу не пошел потому, что он просто закончился? Ясное дело, что причина – совсем не в этом, и транзитные проблемы возникают отнюдь не по инициативе России. У Европы есть серьезные инструменты воздействия на Киев, однако вместо этого Берлин пытается надавить на Москву. Известно, что украинская власть провозгласила курс на евроинтеграцию, и как раз этот момент мог бы эффективно использовать ЕС, дав понять Украине, что сближение с Европой невозможно при таком поведении украинской стороны. Наверняка бы это возымело немедленное действие. Более того, можно было бы увязать вопросы сотрудничества Украины с НАТО, о котором так мечтают «оранжевые», опять-таки с обеспечением надежного транзита. Есть и другие меры дипломатического воздействия, о которых прекрасно знают искушенные в политике западные лидеры. Но вместо этого претензии предъявляются к России, которая как раз более чем заинтересована в бесперебойном транзите: ведь экспорт газа приносит нашей стране солидный доход. Но Запад, как видим, сам не прочь качать газ (читай, деньги) из российских недр.
 

Это означает, что тактика двойных стандартов Запада по отношению к нашей стране до сих пор не изжита, и надеяться на то, что Запад одумается, нет никаких оснований. В европейских столицах готовы на равных говорить лишь с теми, кто представляет собой экономическую, военную и политическую мощь, а добрую волю России воспринимают как слабость.

Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Сейчас самое опасное в наших отношениях с Европой – то, что мы можем войти в клинч, т. е. Европа будет требовать от России уступок, а Россия в ответ будет говорить: «Ах, вы так! Мы уйдем в Китай». Я не встречал ни одного серьезного эксперта или бизнесмена, который бы поддержал Украину, но, тем не менее, это не означает, что все готовы поддержать Россию. Критика и Украины, и России достаточно сильная. Мы должны разъяснять свою позицию и не входить в какой-то клинч. Позиция Европы (правда, не всей) заключается в том, что Россия – ненадежный поставщик, и традиционное требование к России заключалось в том, что Россия должна гарантировать объем нужного производства для того, чтобы выполнить заключенные контракты. Сейчас возникла проблема Украины, и будет очень опасно, если Европа будет доставать все старые байки-сплетни на тему «энергетического оружия», «ужасной России» и т. д. Если все это начнется, я боюсь, это приведет к тому, что и у нас начнутся истории про поставки газа в Китай и пр. Я легко готов доказать, что ни Европа, ни мы не можем диверсифицировать поставки. Но когда Меркель говорит о том, чтобы вернуться к теме именно добычи, это означает, что есть попытка закрыть глаза на проблему Украины как транзитера. У Европы сейчас такая позиция: «Виноваты и Россия, и Украина, но пусть они сами договариваются, и это – их проблемы». И опять возвращаются к старой повестке дня – о том, чтобы Россия гарантировала объем добычи. На самом деле Россия имеет долгосрочные контракты с Европой, и если Россия эти контракты не выполняет, речь идет об очень серьезных экономических последствиях для нас. Эти контракты работают в пользу Европы. Это и есть основные гарантии – мы-то не отрицаем эти контрактные обязательства. На самом деле европейские компании и так очень активно заходят в российский сегмент добычи газа. У России в этой ситуации возникает вопрос: «Вы хотите получить доступ к добыче – а можем мы в ответ получить доступ к сбыту в Европе?».

Мне кажется, что основная проблема Европы сейчас в том, что она отказывается понимать, что ей все равно придется участвовать в решении проблемы Украины.

Источник: Информационная Лента ПМР (Тирасполь), 30.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики