Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отсутствие спешки — залог успеха

Отсутствие спешки — залог успеха

Аналитик Александр Пасечник — о стратегической модели взаимодействия Москвы и Пекина в энергетической сфере

Как показывают итоги встречи глав правительств России и Китая, стороны продолжают ставить на кратный рост товарооборота в среднесрочном горизонте и планируют развивать стратегическое партнерство в топливно-энергетической сфере.

Премьер-министр Госсовета Китая Ли Кэцян прибыл в Санкт-Петербург 6 ноября. В рамках двухдневного визита встретился с главой правительства России Дмитрием Медведевым. Открывая переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, глава правительства РФ подчеркнул, что Россия и Китай — партнеры и друзья и что Москва готова обсуждать с Пекином любые интересующие его вопросы. В частности, Медведев отметил, что РФ и КНР создадут межправительственную комиссию по развитию сотрудничества российского Дальнего Востока и китайского северо-востока. 

Традиционно в ходе встречи глав правительств обсуждается широкий спектр экономических вопросов, и прежде всего инвестиционные возможности сторон, взаимодействие в энергетической, торговой и технологической сферах. И в преддверии нынешней встречи с китайским коллегой Дмитрий Медведев в интервью Центральному телевидению Китая отмечал, что к 2020 году достичь уровня товарооборота в $200 млрд партнерам вполне по силам. По мнению российского премьера, сейчас надо обратить внимание на ключевые направления сотрудничества, и основной трек здесь — энергетическая сфера. «Я имею в виду энергетику, где у нас продолжаются хорошие темпы развития, существует целый ряд очень мощных проектов, таких как «Сила Сибири» — в 2015 году началось строительство восточного маршрута этого газопровода. Это и поставки нефти по маршруту Сковородино–Мохэ, это и строительство крупных объектов, включая вторую очередь Тяньваньской атомной электростанции. Это и новые проекты в области высоких технологий», — подчеркивал Медведев.

Несмотря на обширную палитру перспективных отраслей в партнерстве Москвы и Пекина, энергетическая сфера по-прежнему остается ядром двусторонней кооперации. Речь прежде всего идет о поставках в Поднебесную российских энергоресурсов. 

Правда, конкретных прорывов в энергетике по итогам премьерского раунда не произошло. Конечно, в рамках подписанных ранее контрактов успешная работа продолжается. А вот переговоры по новым проектам в ТЭК пока сохраняют лишь контурный характер.

И если российская нефть продолжает поступать в Китай по системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» в рамках долгосрочного контракта (и здесь статистика говорит о планомерном расширении экспорта), то в газовой сфере стороны предпочитают пока не спешить. К примеру, «Газпром» по проекту «Сила Сибири» в текущем году значительно сократил расходы — с 92,1 млрд рублей до 76,2 млрд. Эти данные отражены в пересмотренной инвестиционной программе компании на 2016 год. В прошлом же году на проект было потрачено 19,3 млрд рублей. Исходя из цифр, можно заключить, что в целом определенный прогресс есть, но если пристальней посмотреть на проблему, задача форсировать стройку магистрали остро не ставится.

Ведь тренд на размеренность сейчас весьма практичен: российский концерн ждет конъюнктурного восстановления газового рынка. 

А контракт «Газпрома» с КНР предусматривает возможность отдаления начала поставок голубого топлива в Поднебесную по «Силе Сибири-2» до 2021 года. И если ранее существовали причины форсировать ввод газопровода в 2019 году, то теперь, когда газ стоит намного дешевле, чем несколько лет назад, конечно, выгоднее отодвинуть дату запуска проекта. Этот юридический аспект, закрепленный в контракте, «Газпром» сейчас умело использует — временной лаг страхует компанию от лишних потерь в марже. 

Конечно, это сработает при условии, что рынок станет восстанавливаться. Но ценовое дно, похоже, уже позади: восстановление котировок на газ — почти неизбежный сценарий по причине грядущего роста мирового спроса. Особенно за счет азиатских потребителей и повальности мировых ставок на замещение угля в энергогенерации — из-за Парижского климатического соглашения.

Сдержан «Газпром» и в части проекта «Сила Сибири–2» — «западному» маршруту доставки газа в Поднебесную, который в перспективе должен усилить и гармонизировать восточный экспортный вектор развития холдинга. Ценообразование по этому намеченному контракту пока остается главным предметом консультаций сторон — и консенсус с пекинскими партнерами здесь пока не найден.

Как показывает опыт взаимодействия с Поднебесной, для России важна глобальная диверсификация не только в формате «Восток–Запад» (в особенности из-за санкционной политики западных стран в отношении Москвы, по сути, стимулирующей развитие российско-китайской кооперации), но и конкретно на восточном направлении. И здесь наша страна логично сохраняет ставку на расширение пула энергопартнеров из АТР и углубление отраслевой кооперации с ними, равно как и надежду на восстановление ценовой конъюнктуры на углеводородное сырье, в особенности на газ.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 08.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики