Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК заявила о закате нефтяной эпохи

ОПЕК заявила о закате нефтяной эпохи

Газ потеснит нефть в мировом энергобалансе и станет самым важным видом топлива к 2040 году, прогнозирует ОПЕК. Это может произойти и раньше, если будет созданы соответствующие условия, считают эксперты.

Доля газа в мировом энергобалансе превысит долю нефти до 2040 года. Такую оценку дали эксперты ОПЕК в ежегодном обзоре организации — World Oil Outlook 2016. Согласно прогнозу ОПЕК, потребление газа до 2040 года будет расти самыми высокими темпами в абсолютном выражении. Нефть будет сохранять первое место по доле в мировом энергобалансе большую часть рассматриваемого периода, но ближе к 2040 году уступит место газу.

По данным на 2014 год, которые приводит ОПЕК, доля газа в мировом спросе на энергию составляла 21,8% (59,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки из 273,9 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки), а доля нефти — 31,1% (85,1 млн баррелей в сутки). 

К 2020 году доля газа вырастет до 22,3% (66,9 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки из 299,9 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки), а доля нефти снизится до 30,3% (90,7 млн баррелей в сутки), к 2030 году доля газа возрастет до 24,4% (84 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки из 343,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки), доля нефти упадет до 28,2% (96,7 млн баррелей в сутки).

В итоге в 2040 году доля газа в мировом энергобалансе будет составлять уже 26,6% (101,7 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки из 382,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки), а доля нефти составит лишь 26,1%, несмотря на рост в абсолютном выражении до 99,8 млн баррелей в сутки.

Драйверы роста

ОПЕК ожидает, что мировой спрос на энергию к 2040 году увеличится на 108,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, или 40% (с 273,9 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки в 2014 году).

При этом спрос на энергию в развивающихся странах увеличится более чем на 100 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. К 2040 году почти 63% мирового спроса на энергию будет приходиться на развивающиеся страны (в настоящее время — 51%).

Одними из основных драйверов роста ОПЕК называет Китай и Индию.

ОПЕК прогнозирует рост спроса на энергию в Китае к 2040 году в 1,5 раза — до 88,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. При этом, согласно прогнозу организации, спрос на нефть в Китае к 2040 году вырастет в 1,6 раза — с 10 до 16 млн баррелей в сутки, а спрос на газ — почти в три раза, с 3 до 8,9 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Доля газа возрастет с 5,1 до 10,1%, а доля нефти — с 16,6 до 18,1%.

Спрос на энергию в Индии за рассматриваемый период вырастет в 2,5 раза — с 16 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки до 42,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Спрос на нефть вырастет с 3,7 до 10,1 млн баррелей в сутки, на газ — с 0,9 до 3,1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Вопрос инфраструктуры

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что газ может занять лидирующее положение в мировом энергобалансе и раньше, если будет создана необходимая инфраструктура.

«В принципе, газ должен это сделать гораздо раньше по своим тактико-техническим и экономическим показателям — он чище, дешевле, и ситуация с запасами гораздо лучше, чем по нефти. С другой стороны, инфраструктура глобального рынка недостаточно создана, что создает дополнительные риски», — отметил он. Гривач уточнил, что прогнозировать спрос на глобальные энергоносители на 30 лет вперед — неблагодарное дело.

По его словам, практически никто не может проанализировать весь комплекс настолько хорошо и предсказать все ситуации, связанные с развитием инфраструктуры и с развитием различных сегментов потребления, с экономическим ростом в целом и, главное, с политическими факторами, которые могут кардинально изменить картину на рынке в любой момент.

«Фундаментально у нас ситуация такая, что большинство стран с так называемыми развивающимися экономиками очень сильно зависят от угля, достаточно экологически неблагоприятного ископаемого топлива. Его замена на газ — это объективная необходимость для выполнения многих экологических программ, в том числе Парижского соглашения, которое было подписано в прошлом году и которое собираются вроде как постепенно воплощать в жизнь. Поэтому у газа очень хорошие перспективы», — заключил эксперт. 

Источник: RNS, 08.11.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики