Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Дайте денег»: Киев просит от европейцев невозможного

«Дайте денег»: Киев просит от европейцев невозможного

Верховная Рада Украины призвала Европарламент, Еврокомиссию и все 28 стран Евросоюза не допустить строительства российских транзитных газопроводов в обход украинской территории.

Для этих целей был даже принят отдельный документ, который сегодня поддержали 264 украинских народных депутата.

Примечательно, что украинцы утверждают, что реализация «Северного» и «Турецкого» потоков противоречит стратегии энергетической безопасности Евросоюза, стран Центральной и Восточной Европы, поэтому Брюсселю нужно сделать все, чтобы европейские страны отказались от этих совместных проектов с Россией.

Украинские апелляции лишены всяких оснований

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что главным пунктом стратегии Евросоюза по энергетической безопасности является пункт о диверсификации источников и маршрутов поставки, как газа, так и всех остальных энергоносителей.

«Естественно, наши газотранспортные проекты не диверсифицируют источники поставок газа в Евросоюз, но, при этом, диверсифицируют маршруты этих поставок. При этом, здесь нужно нужно понимать, что эти проекты не направлены на уничтожение поставок газа через Украину, поскольку ни «Северный», ни «Турецкий» поток не приведет к ликвидации украинской трубы, а сам маршрут поставок будет определять в контракте с «Газпромом» сам конечный потребитель, т.е. европейские страны», - констатирует Юшков.

Так что, чисто формально, как замечает Юшков, наши новые проекты просто создадут возможность перекидывать газотранспортные объемы с одного маршрута на другой, и ничего более того, поэтому все эти заявления украинцев выглядят нелепо.

«С точки зрения обеспечения энергетической безопасности перспективные российские газопроводы полностью соответствуют европейской стратегии и украинцам в этом заявлении не на что опереться», - заключает Юшков.

Украинцам ничего другого не остается

С другой стороны, по словам Юшкова, украинцы в результате реализации российских проектов все равно потеряют деньги – поскольку ни один разумный европейский покупатель при прочих равных не будет в этом вопросе полагаться на Украину и, тем более, финансировать из своего кармана это государственное образование путем переплаты за транзит. Так что, понятно желание Киева любым путем помешать этим проектам.

«Украинцы сейчас пытаются зацепиться здесь за каждый документ, и мы видели, что до этого Верховная Рада выпустила аналогичную бумагу, где ссылалась не на стратегию по обеспечению энергетической безопасности Евросоюза, а на Энергетическую хартию и указывала на то обстоятельство, что Киев и Брюссель договаривались не ухудшать экономическое положение друг друга. Это ведь все на практике означает, что в случае строительства проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» часть транзитной прибыли с Украины будет снята, что автоматически ухудшит положение украинской экономики», - резюмирует Юшков.

Юшков отмечает, что украинцы сейчас просто сидят и ищут на какой бы документ Европейского союза им сослаться, чтобы поднять вопрос о заморозке со стороны Брюсселя всех этих российских газотранспортных проектов.

Украинцы пытаются давить на Евросоюз

«Другой вопрос, что если раньше украинцы просто просили Евросоюз не реализовывать эти проекты с Россией на том основании, что это как-то не по-дружески, то теперь пытаются в этих усилиях напирать на нормативные акты самих европейцев. Украинские власти сейчас давят и угрожают Европе и пытаются найти формальные инструменты, поскольку ничего другого здесь уже не работает. В Киеве, например, прекрасно видят и понимают, что в Европе все более благосклонно смотрят в сторону сотрудничества с Россией и реализации с нашей страной подобных проектов», - констатирует Юшков.

По мнению Юшкова, главная проблема Киева здесь заключается в том, что европейцы воспринимают эти проекты с российской стороной, как выгодные для себя, что ставит крест на любых таких просьбах и обращениях Украины.

«Украинцы этими попытками подтверждают тот факт, что российские газотранспортные проекты выгодны для Европы, поскольку иначе они бы не пытались здесь давить на европейские органы с помощью нормативных актов самого Евросоюза», - заключает Юшков.

Брюссель не может убедить европейцев продолжать практику заочного финансирования Украины

При этом, в Евросоюзе не могут не понимать, что деньги с российского транзита – это единственный надежный и постоянный способ для Киева получать валютную выручку и, тем самым, сводить концы с концами, если не брать в расчет западные кредиты, которые ни МВФ, ни США, ни Евросоюз сегодня не хотят выдавать Киеву.

«В Европе сейчас существует два лагеря по этому вопросу – одни думают о собственной выгоде в этом вопросе, а вторые рассматривают эту тему, как способ финансирование Украины. И надо понимать, что политику в сфере энергетики Евросоюза, определяет результат борьбы между этими группировками в Брюсселе», - резюмирует Юшков.

Впрочем, европейский истеблишмент в принципе занимает сторону Украины, но практика показывает, что ему с каждым месяцем все сложнее и сложнее убедить в такой позиции даже отдельные европейские страны, не говоря уже про европейский бизнес, который несет серьезные убытки от санкционной политики Брюсселя.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики