Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жест отчаяния от «Нафтогаза»: Украина лишается транзита газа и готова на все

Жест отчаяния от «Нафтогаза»: Украина лишается транзита газа и готова на все

Ежегодная плата «Газпрома» за транзит газа через Украину может увеличиться на 4 млрд долларов, если арбитражный суд примет решение в пользу «Нафтогаза». С таким мнением выступил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко. Но эксперты считают, что его мнение стоит интерпретировать с точностью до наоборот.

"Нафтогаз" хочет от "Газпрома" 4 млрд долларов

«После положительного решения Стокгольмского арбитражного суда «Газпрому» придётся выплатить Украине десятки миллиардов долларов компенсации, продавать газ по гораздо более низкой цене, каждый год платить на 4 млрд долларов больше за транзит и не препятствовать нашей интеграции в европейский рынок», - написал на странице своей социальной сети Витренко, аппелируя к Третьему энергетическому пакету и европейскому законодательству о защите конкуренции. Слушания по транзитному контракту начинаются 21 ноября.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач объясняет «Экономике сегодня», что у «Нафтогаза» нет основания требовать от «Газпрома» увеличения оплаты за транзит сразу на 4 млрд долларов:

«Контракт не предусматривает никаких обязательств со стороны «Газпрома» по прокачке определенных объемов газа. Никаких санкций для того, чтобы изымались объемы транзита контрактом не предусмотрены. Соответственно претензии Украины по поводу какой-то недоплаты и невыполнения обязательств выглядят совершенно необоснованно. Я думаю, что это будет подтверждено в ходе арбитражного разбирательства.

Справедливая цена газа для Украины

По поводу справедливости цены газа для Украины, то нужно отметить, что в  последние года два Украина покупает более дорогой газ у европейских трейдеров, отказываясь при этом от импорта прямых объемов газа по контракту с «Газпромом» того же самого российского газа. Их подход является абсурдным и свидетельствует о том, что никакой несправедливой цены для Украины в рамках контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» нет. Наоборот есть намеренное и необоснованное невыполнение Украиной своих обязательств по отбору газа по действующему контракту, что в свою очередь в рамках контракта предполагает санкции, а именно денежные выплаты за неотобранные объемы».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также призывает смотреть на действующий контракт.

«Совершенно непонятно, почему мы должны менять контракт, если он работает. Основные претензии Украины в том, что цена на поставляемый Россией газ должна быть ниже из-за конъюнктуры на рынке, но они несправедливы. Понятия справедливой цены в принципе не существует, а «Газпром» указывает на невыполнений условий контракта. Существует условие «бери или плати» - либо ты выбираешь физически объем газа и платишь за него, либо не выбираешь, но все равно платишь до 80%.

Жест отчаяния Ветренко 

Поставщик закладывает деньги во все планы, начиная от разработки месторождений и заканчивая строительством газопроводов. А «Нафтогаз» эти деньги не выплачивал, более того они апеллируют к вещам, которые в контракте не прописаны. Но самое непонятное - с чего цена транзита должна вырасти? В Стокгольмском арбитраже цену транзита «Нафтогаз» не оспаривает, он об этом вообще не ведется речь в рамках текущего спора.

Там цена привязана – чем выше цена на газ на европейском рынке, тем выше и ставка транзита. Если Стокгольмский арбитраж скажет, что цена должна быть выше, то и ставка должна быть по транзиту ниже. Существует также связь объема транзита газа через Украину и размера ставки на транзит. Чем меньше транспортируешь, тем дороже каждый кубометр газа обходится, но здесь не настолько сократились объемы через Украину, чтобы речь шла о 4 млрд долларов каждый год.

Заявление Ветренко похоже на жест отчаяния. Он понимает, что из его рук уходит транзит российского газа: OPAL решили загрузить на 100%-ную мощность, то есть около 15 млрд кубов уйдет сразу, столько же уйдет, когда первая нитка «Турецкого потока» будет построена. А если будет построен «Северный поток-2», то Украина будет никому не нужна. Разговором о повышении ставок он хочет привлечь внимание к Украине, не более того», - резюмирует  наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики