Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергокольцо БРЭЛЛ: Евросоюз «оставляет» Прибалтику России

Энергокольцо БРЭЛЛ: Евросоюз «оставляет» Прибалтику России

В Москве прошла встреча министра энергетики РФ Александра Новака и вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича. В центре внимания оказался проект по единому российско-белорусско-прибалтийскому энергокольцу.

Энергокольцо БРЭЛЛ

В ходе встречи Новак и Шефчович договорились продолжить работу по подписанию межправительственного соглашения по энергокольцу БРЭЛЛ, которое состоит из параллельно работающих энергосистем Белоруссии, РФ, Эстонии, Латвии и Литвы.

Какие варианты взаимодействия на этом направлении у нас существуют, и что сегодня вообще собой представляет проект энергокольца БРЭЛЛ, «Экономике сегодня»рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

«Евросоюзу выгоднее создать энергокольцо между Россией, Белоруссией и странами Прибалтики для того, чтобы этот рынок функционировал на основе советских разработок. Естественно, советская система предполагала как раз запитку стран СССР по единой технологической цепочке. Но прибалты настаивают на том, что они должны перейти к европейским сетям, а от белорусских и российских отказаться.

Во многом давление на них здесь оказывает строящаяся белорусская АЭС, потому как она предполагает поставки электроэнергии на территорию Прибалтики, прежде всего в Литву, а далее в Польшу и Европу. Для Белоруссии Литва и сейчас является основным рынком сбыта электроэнергии, сегодня это не самые большие объемы. Но недаром белорусская АЭС строится на границе государства - транспортное плечо передачи электроэнергии в таком случае будет совсем небольшим.

Евросоюз подталкивает Прибалтику к России

Литва же всячески отгораживается от идеи скупать белорусское электричество, несмотря на его доступную цену и экономическое обоснование возможных контрактов. Они рассчитывают в будущем построить собственную АЭС, хотя сначала закрыли старую советскую атомную станцию под предлогами выработки той «неправильного электричества».

Но Евросоюз подталкивает Прибалтику как раз к белорусским атомным станциям и к российской электроэнергии. По их мнению, если система энергокольца создавалась и надежно работала, то надо ее всячески укреплять и развивать.

Кроме того, Литва намерена организовать строительство собственного СПГ-терминала по приему сжиженного природного газа. Они рассчитывают его загрузить побольше за счет продажи газа своим соседям, но для этого нужно, чтобы соседи и сама Литва развивали газовую генерацию. В первую очередь Польша, которая должна отказываться от угля и переходить на газ. Но литовскому газу будет сложно конкурировать с белорусской электроэнергией.

Тот факт, что Брюссель наоборот подталкивает Прибалтику к развитию сотрудничества с Россией и Белоруссией, представляется неожиданным, но от этого не менее выгодным.  Особенно для Минска, потому как уже через пару лет АЭС будет достроена и даст первую электроэнергию в сеть. ЕС воспринимает проект нейтрально и не вставляет палки в колеса. Нам это тоже на руку, так как половина белорусской станции принадлежит «Росатому» и прибыль будет распределяться в соотношении 50 на 50».

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 25.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики