Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все в «Укрытие»: сможет ли Украина обеспечить безопасность Чернобыля

Все в «Укрытие»: сможет ли Украина обеспечить безопасность Чернобыля

Сегодня завершился процесс установки нового безопасного саркофага, защищающего четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС. Он был разрушен во время страшной катастрофы в 1986 году. Насколько теперь в Чернобыле безопасно и что изменится, когда за эту безопасность будет отвечать только Украина? Выясняло Федеральное агентство новостей.

Изоляционное сооружение над четвертым блоком носит надежное название «Укрытие». Оно было построено после взрыва четвертого реактора и спасло местность от дальнейшего распространения радиоактивных веществ. Да, несколько лет назад навесные плиты над энергоблоком как будто бы начали обваливаться, но, по официальной информации, защитные свойства конструкции не пострадали.

Финансирование проекта осуществлялось за счет донорских средств из чернобыльского фонда «Укрытие», созданного в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) в 1997 году. Во вторник президент банка Сума Чакрабарти не без удовольствия подчеркнул, что старое «Укрытие» совсем и навсегда скрыто от наших глаз, а уже в ноябре объект будет передан в руки украинских властей. И вот им предстоит сделать для превращения АЭС в безопасный объект еще очень многое. 

«ЕБРР всем этим занимается, и даже Россия является одним из тех доноров, кто передавал деньги через банк, чтобы накрыть четвертый энергоблок. Все это делается официально, было согласовано много лет назад и продолжается, несмотря на политические реалии современности. Ясно, что проект доделан в техническом смысле слова, и Киев скоро получит его под свою ответственность. Если говорить о перспективах решения всех проблем, связанных с Чернобылем, то украинские власти сейчас их решать не будут, оставят на десятилетия вперед. Я имею тут в виду выгрузку всего того, что накопилось под саркофагом. В остальном Киев просто будет наблюдать, смотреть на радиационный фон. Какого-то масштабного обслуживания от них не будет требоваться, плюс все равно никуда не исчезнет ЕББР и МАГАТЭ», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Что же касается других инфраструктурных объектов в Чернобыле, то спикер приводит пример проекта по созданию сухого могильника для отработавшего ядерного топлива. 

«Хранилище имеется только на одной АЭС из четырех, ныне работающих на Украине, — на Запорожской. Сейчас отработавшее топливо поставляется в Россию по контракту: есть вероятность, что он не будет продлен и девать тогда это топливо будет некуда. Потому нужно строить хранилище при каждой АЭС либо могильник в Чернобыле. Но для этого нужны деньги, а с ними на Украине не очень хорошо. Вопросов вообще много: насколько аккуратно он будет построен, насколько аккуратно будет вестись перевозка отходов по всей стране. Если деньги потратят на могильник, не пострадает ли программа строительства сухих хранилищ на каждой из станций?» — продолжает эксперт ФАН.

По его словам, на Украине много и других проблем. Почему, например, летом украинские АЭС сожгли много угля? Потому что они были в ремонте.

«А почему в ремонте? Потому что работают в таком режиме, когда маневрируют мощностями, и это снижает надежность их работы. Значит, скоро потребуется модернизация, нужно будет тратить на это деньги. Все деньги из ЕБРР идут через МВФ. Будет стабильное финансирование из МВФ — найдутся деньги и на проекты. Кредит МВФ идет на пополнение золото-валютных резервов, его использовать нельзя, но он размораживает кредиты от других структур. Киев же говорит непросто о хранилище, а о замкнутой инфраструктуре ядерного цикла: будем покупать сам уран, производить атомные стержни, отработанное ядерное топливо будем сами утилизировать... Если с МВФ не сложится, все громкие украинские проекты подвиснут», — добавляет Митрахович

Автор: Дмитрий Пятов
 
Источник: ФАН, 29.11.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики