Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Москва и Минск постараются урегулировать спорные вопросы по поставкам газа и нефти до середины декабря. Об этом рассказал журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Федеральное агентство новостей пообщалось с экспертом о том, какие острые углы двум сторонам еще предстоит сгладить и что произойдет, если Россия и Белоруссия вдруг не договорятся.

По словам Молодцова, график поставок нефти на I квартал появится к 15 декабря. До этого же будут идти активные консультации и все их участники будут стараться максимально ускориться ради понимания, что и как нужно исправить для гармонии газовых и нефтяных взаимоотношений. 

«Главное в отношениях между Россией и Белоруссией — газовый вопрос. В нефтяном вопросе проблем не было, он использовался исключительно как рычаг давления друг на друга: мы сокращали поставки нефти, а они повышали тариф на прокачку топлива дальше в Европу. Но проблема в газе. Изначально Минск пошел по правильному пути, продав всю газотранспортную систему «Газпрому». Благодаря этому Белоруссия — единственный иностранный покупатель, который привязан к внутренней российской цене на газ. С 2011 года у них формула цены выстраивалась как тариф на поставку газа, который существует для юрлиц в Ямало-Ненецком АО, плюс стоимость доставки от Ямала до Белоруссии, плюс стоимость хранения в подземных хранилищах, плюс маркетинг — чуть ли не из расчета один доллар за тысячу кубов. Но все это было подсчитано в долларах», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поэтому когда рубль упал, а доллар вырос, белорусы заявили, что в рублевом выражении цена на газ для них повысилась и что это неправильно. 

«Все потому, что в 2011 году было подписано межправительственное соглашение, в котором четко указывалось: если «Газпром» выходит на систему равнодоходности (цена в России приносит им столько же денег, сколько в Европе), тогда действие контракта для Минска на текущий год прекращается и ему тоже устанавливается равнодоходность (цена в России плюс стоимость доставки). Это позволило бы цене для Белоруссии опуститься с 120 до 73 долларов за баррель. Но «Газпром» поспешил заверить, что ни на какую систему равнодоходности компания не переходила и не надо отказываться от старого контракта. Наши внутренние цены на газ к европейским не привязаны, между ними нет никакой связи», — продолжает эксперт ФАН.

Россия в итоге все же пошла на компромисс и фактически приравняла Белоруссию к своим регионам — в том смысле, что Минску можно установить среднероссийский тариф на газ, который будет считаться в рублях.

«И для этого Белоруссии всего лишь надо погасить задолженность за 2016 год по старому контракту. Минск вроде бы согласился, но долг почему-то не гасит. И вся проблема именно в этом долге. После погашения Россия готова даже осуществлять поставки нефти в полном объеме. Белоруссия будет платить примерно как Смоленская область, это 3600 рублей за тысячу кубометров. Таких цен нигде нет, это фактически внутренняя цена. Если стороны обидятся и пойдут вразнос, тогда сценарий выйдет деструктивный. Белоруссия повысит тарифы на прокачку российской нефти по своей территории в Европу, Россия сократит поставки нефти на внутренний рынок и попытается перекинуть прокачку в порты Балтики и Новороссийск», — добавляет Юшков

Автор: Дмитрий Пятов 
 
Источник: ФАН, 29.11.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики