Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Газ преткновения: почему не могут договориться Россия и Белоруссия

Москва и Минск постараются урегулировать спорные вопросы по поставкам газа и нефти до середины декабря. Об этом рассказал журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Федеральное агентство новостей пообщалось с экспертом о том, какие острые углы двум сторонам еще предстоит сгладить и что произойдет, если Россия и Белоруссия вдруг не договорятся.

По словам Молодцова, график поставок нефти на I квартал появится к 15 декабря. До этого же будут идти активные консультации и все их участники будут стараться максимально ускориться ради понимания, что и как нужно исправить для гармонии газовых и нефтяных взаимоотношений. 

«Главное в отношениях между Россией и Белоруссией — газовый вопрос. В нефтяном вопросе проблем не было, он использовался исключительно как рычаг давления друг на друга: мы сокращали поставки нефти, а они повышали тариф на прокачку топлива дальше в Европу. Но проблема в газе. Изначально Минск пошел по правильному пути, продав всю газотранспортную систему «Газпрому». Благодаря этому Белоруссия — единственный иностранный покупатель, который привязан к внутренней российской цене на газ. С 2011 года у них формула цены выстраивалась как тариф на поставку газа, который существует для юрлиц в Ямало-Ненецком АО, плюс стоимость доставки от Ямала до Белоруссии, плюс стоимость хранения в подземных хранилищах, плюс маркетинг — чуть ли не из расчета один доллар за тысячу кубов. Но все это было подсчитано в долларах», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поэтому когда рубль упал, а доллар вырос, белорусы заявили, что в рублевом выражении цена на газ для них повысилась и что это неправильно. 

«Все потому, что в 2011 году было подписано межправительственное соглашение, в котором четко указывалось: если «Газпром» выходит на систему равнодоходности (цена в России приносит им столько же денег, сколько в Европе), тогда действие контракта для Минска на текущий год прекращается и ему тоже устанавливается равнодоходность (цена в России плюс стоимость доставки). Это позволило бы цене для Белоруссии опуститься с 120 до 73 долларов за баррель. Но «Газпром» поспешил заверить, что ни на какую систему равнодоходности компания не переходила и не надо отказываться от старого контракта. Наши внутренние цены на газ к европейским не привязаны, между ними нет никакой связи», — продолжает эксперт ФАН.

Россия в итоге все же пошла на компромисс и фактически приравняла Белоруссию к своим регионам — в том смысле, что Минску можно установить среднероссийский тариф на газ, который будет считаться в рублях.

«И для этого Белоруссии всего лишь надо погасить задолженность за 2016 год по старому контракту. Минск вроде бы согласился, но долг почему-то не гасит. И вся проблема именно в этом долге. После погашения Россия готова даже осуществлять поставки нефти в полном объеме. Белоруссия будет платить примерно как Смоленская область, это 3600 рублей за тысячу кубометров. Таких цен нигде нет, это фактически внутренняя цена. Если стороны обидятся и пойдут вразнос, тогда сценарий выйдет деструктивный. Белоруссия повысит тарифы на прокачку российской нефти по своей территории в Европу, Россия сократит поставки нефти на внутренний рынок и попытается перекинуть прокачку в порты Балтики и Новороссийск», — добавляет Юшков

Автор: Дмитрий Пятов 
 
Источник: ФАН, 29.11.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики