Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бьем все рекорды: Европа голосует купюрой за российский газ

Бьем все рекорды: Европа голосует купюрой за российский газ

"Газпром" установил новый рекорд поставок газа в Европу, уже девятый раз за осень. Суточный максимум объема поставок газа в дальнее зарубежье составил 608,6 млн кубометров, а за 11 месяцев 2016-го ЕС получил даже больше, чем за весь прошлый год. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что Европа все сильнее зависит от российского газа.

"Современные реалии показывают, что европейские государства так и не нашли эффективной альтернативы поставкам российского газа, и зависимость от этих поставок будет только расти, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – По соотношению цены и готовности наращивать поставки Россия для Европы стала незаменима, и с каждым годом все больше государств ЕС заявляют о намерении приобретать голубое топливо у России. Даже Великобритания, позиционирующая себя как ярая противница "захвата" европейского газового рынка РФ, в последнее время говорит о намерениях приобретать определенные объемы по итогам строительства "Северного потока-2".

Ранее "Газпром" заявил о новом рекорде по поставкам газа за рубеж – 28 ноября суточный объем экспорта составил 608,6 млн кубометров. За осень компания уже в девятый раз бьет собственные рекорды. Предыдущее пиковое значение - 601,2 миллиона "кубов" в сутки зафиксировали 25 ноября. При этом с начала года в дальнее зарубежье было продано 159,7 миллиарда кубометров, что уже выше объема поставок за весь 2015 год. Компания прогнозирует по итогам года прийти к показателю 175 млрд экспортных "кубов".

"В 2015 году доля российского газа на европейском рынке выросла до рекордного за 10 лет 31 процента. Внутренняя добыча Европы неуклонно падает, так что зависимость от поставок из РФ будет только расти, обеспечивая стабильный спрос и поступления в российский бюджет. Та же Норвегия, к примеру, продавая стабильные объемы в соседние страны, не имеет потенциала к наращиванию поставок, тогда как потребление и спрос в ЕС повышаются", - отмечает эксперт.

Российский газ в Европе и украинский транзит

После охлаждения российско-украинских отношений в 2014 году Россия начала форсировать строительство новых газопроводов в Европу в обход этой страны. Уже функционирует магистраль "Северный поток" с пропускной способностью 55 миллиардов кубометров в год. Сейчас решается вопрос о строительстве его "брата-близнеца" – "Северного потока-2", который позволит существенно повысить объемы экспорта. Украина, до сих пор получающая немалые прибыли с транзитных пошлин, активно протестует против конкурентных ей проектов. И заявляет, что существенно повысит плату за транзит по своей территории в 2019 году, когда придет время подписывать новые контракты с Россией.

"Киев наступает на горло собственной экономике – без российского газа старая система труб по украинской территории будет годна только на металлолом. При этом Россия не намерена отказываться от партнерства с Киевом – именно украинские власти отказываются вкладывать в модернизацию старой советской системы газопровода средства и выставляют завышенные требования.

При этом Европа уже поняла, что без возведения новых газопроводов не обойтись, а некоторые страны даже получают от этого прибыль в смежных областях. К примеру, один из крупных заводов Германии в рамках прокладки "Северного потока-2" получил заказ на изготовление 90 тысяч труб – очень крупный заказ для любого производства. То есть и бизнес, и руководство стран Европы уже не видят альтернатив строительству новых магистралей.

В 2019 году и далее, если Киев выставит откровенно неприемлемые условия, полностью отказывать от его услуг Россия не станет. Однако объемы транзита газа существенно упадут, что тут же скажется на украинской экономике. Россия переключит основные поставки на газопроводы "Северного потока" и "Ямал-Европы". Вероятно, к тому времени появятся новые возможности. Главное, что РФ получила альтернативу и не будет зависеть от шантажистской политики Киева, а значит, можно будет безболезненно повышать объемы поставок для взаимной выгоды как Европы, так и РФ", - заключает Александр Пасечник.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 29.11.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики