Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый долг Минска: Белоруссия вынуждает Россию действовать жестко

Газовый долг Минска: Белоруссия вынуждает Россию действовать жестко

Белоруссия направила РФ новые предложения по оплате газа и поставкам нефти. Об этом заявил министр энергетики белорусской стороны Владимир Потупчик. Очевидно, накануне нефтегазовых переговоров с Россией белорусы пытаются приложить максимум усилий для урегулирования давнего спора между Москвой и Минском, но теперь РФ будет уже не столь сговорчива, как раньше, говорят эксперты.

Не газом, так нефтью

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Белоруссия упустила момент, когда РФ была готова идти на максимальные уступки в нефтегазовом споре. Теперь же Россия с высокой степенью вероятности займет в этом конфликте более жесткую позицию. В свою очередь Белорусиия продолжит отчаянно торговаться за то, чтобы вернуть РФ газовый долг лишь частично, а в ответ повысить тариф на транзит нефти не на 20,5%, как предлагала раньше, а на стандартные 3-5%.

«Я думаю, что позиция российской стороны в нефтегазовом споре теперь станет жестче. Россия и так летом пошла на очень существенные уступки, когда предложила перевести Белоруссию на среднероссийские цены за газ. То есть согласилась на то, чего и добивалась Белоруссия с начала 2016 года.

Торг за долг: заплатить за газ все равно придется

Но одно дело договориться на уровне правительств, а другое – решить все технические вопросы. А они заключаются в том, что Белоруссия должна выплатить России 300 млн долларов газового долга, которые она выплачивать отказывается. Когда Лукашенко приезжал в Москву и беседовал с Путиным, судя по результатам переговоров, Путин настоял на полном возврате долга», – говорит Игорь Юшков.

По словам эксперта, Минск, осознав, что возвращать долг все-таки придется, пытается договориться о частичной его отдаче и манипулирует тарифами на транзит нефти. «Сейчас Белоруссия наверняка предоставила РФ новую версию своего компромисса. Думаю, белорусы пересмотрели свою первоначальную позицию и готовы к лету вернуть РФ долг полностью, а взамен просят дешевый газ и гарантированные поставки нефти в полном объеме – 24 млн тонн. Или вернуть долг частично, но взамен этого в начале 2017 года повысить тариф на транзит нефти не на 20,5%, а на 3-5%. Россия посмотрит, соглашаться ли ей на это. Единственный вопрос сейчас в том, на каком объеме долга сойдутся стороны, главный торг развернется здесь. Если удастся достичь компромисса в этом вопросе, все остальные противоречия будут сняты, в том числе вопрос об индексации тарифа на транспортировку нефти.

Белорусы не хотят терять деньги

Россия настаивает на том, чтобы это произошло в начале 2017 года, в традиционном порядке – примерно на 3-5% в соответствии с уровнем инфляции. А не на 20,5%, как предлагает сделать Белоруссия. Позиция белорусов в следующем: если мы полностью возвращаем вам долг, тогда повышаем тариф на прокачку на 20,5%; если отдаем долг частично – повышаем тариф по уровню инфляции. Белорусы не хотят терять деньги: им нужно либо получить их от повышения тарифа на прокачку нефти, либо благодаря освобождению от части газового долга.

Здесь может возникнуть конфликт интересов уже между разными группами бизнеса уже внутри РФ. В нефтяной сфере от повышения тарифа пострадает «Транснефть» и нефтяные компании, а в газовой – «Газпром», в чей бюджет пойдет долг в случае его уплаты. Возможно, сейчас в рамках этого процесса начнется уже битва российских лоббистов», – резюмирует эксперт.

Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией развивается уже больше года, хотя обе стороны периодически заявляют о том, что противоречия сняты и компромисс достигнут. В действительности же конфликт далек от разрешения. Его начала Белоруссия, которая называет несправедливой цену на российский газ в 132,77 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, белорусская сторона уже накопила почти 300 млн долларов долга перед Россией за газ, который должна была выплатить до 20 октября, но так и не выплатила. В качестве меры давления на Минск РФ в третьем квартале 2016 года на 2,25 млн тонн снизила поставки нефти в Белоруссию. В свою очередь партнеры грозятся на 20,25% повысить для России тарифы на транзит нефти. 

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 30.11.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики