Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» остановил модернизацию Украины

«Турецкий поток» остановил модернизацию Украины

«Нафтогаз» считает убытки после соглашения по «Турецкому потоку»

Украина решила не тратить деньги на реконструкцию инфраструктуры, необходимой для поставок российского газа в Турцию. Заявления Киева прозвучали на фоне того, что турецкий парламент одобрил проект газопровода «Турецкий поток», призванный снизить зависимость российских поставок от украинского транзита.
 
Украинский «Нафтогаз» заявил, что отказывается от высокозатратного ($156 млн) проекта реконструкции своей инфраструктуры. Такая реакция была вызвана активно развивающимся сотрудничеством России и Турции по газопроводному проекту «Турецкий поток».

«НАК «Нафтогаз Украины» не видит необходимости в реконструкции ряда компрессорных станций, которые задействованы исключительно в поставках газа в Турцию, так как считает это направление неперспективным ввиду реализации «Турецкого потока», — сообщила пресс-служба украинской компании в пятницу.

Парламент Турции одобрил проект газопровода «Турецкий поток», сообщает в пятницу турецкое издание Aksam. В поддержку проекта проголосовали 210 парламентариев, 7 депутатов выступили против и 6 воздержались. 

Российский парламент, по словам представителя комитета Госдумы по международным делам Сергея Железняка, ратифицирует соглашение в ближайшее время.

«Фактически единодушная ратификация парламентом Турции соглашения о строительстве газопровода «Турецкий поток» — свидетельство понимания турецкими политиками перспективности развития взаимоотношений с Россией», – цитирует Железняка ТАСС.

Железняк отметил, что это — важный шаг к формированию диверсифицированной системы поставок газа из России потребителям Европы и других стран.

Изначально проект «Турецкого потока» предполагал прокладку четырех веток общей сложностью в 63 млрд кубометров газа в год. Одна из них должна была быть предназначена для турецких потребителей, остальные — для транзита российского газа через территорию Турции в Европу.

Проект был заявлен Россией еще в конце 2014 года как альтернатива «Южному потоку» — газопроводу аналогичной мощности, проходящему через Черное море до Болгарии и далее в страны ЕС. Но под давлением Еврокомиссии, считающей, что этот проект не соответствует антимонопольным нормам Европейского союза, Россия была вынуждена от «Южного потока» отказаться.

Кстати, неоднократно поднималась тема возможного возрождения «Южного потока», но в настоящее время позиция России заключается в том, что возврата к этому проекту не будет.

Почти весь 2015 год Турция тянула с заключением межправительственного соглашения по «Турецкому потоку». Отчасти это объяснялось тем, что до октября прошлого года у партии турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана не было большинства в парламенте и не было сформировано правительство.

Затем, в ноябре прошлого года, российско-турецкие отношения обострились из-за того, что турки сбили военный самолет РФ Су-24. В конце июня 2016 года Турция принесла извинения за инцидент и выразила заинтересованность в урегулировании ситуации. Окончательно отношения двух стран взяли курс на восстановление после того, как Россия первой поддержала Эрдогана во время попытки переворота 16 июля.

После этого Турция наконец начала выдавать разрешения на изыскания по проекту, а в начале октября было подписано межправительственное соглашение. Но сейчас речь идет лишь о двух ветках мощностью 15,75 млрд кубометров каждая. Одна по-прежнему предназначена для Турции, вторая — для Европы.

«Одобрение парламента Турции, по сути, является технической деталью для «Турецкого потока», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но оно свидетельствует о том, что российско-турецкие отношения не вступают в новую кризисную фазу».

По словам Симонова, недавние заявления Эрдогана о начале военной операции в Сирии с целью свержения правительства Башара Асада во многом воспринимались именно как сигнал к новому конфликту Турции и России, которая Асада поддерживает.

Экономическая целесообразность «Турецкого потока» вызывает большие сомнения. Ранее Сбербанк оценивал стоимость уже построенного сухопутного участка на территории России в $15 млрд.

«Две нитки ТП обойдутся более чем в $10 млрд, — оценивает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — В целом, с учетом денег, затраченных на закупку труб и услуги подрядчиков (трубы закупались и подрядчики нанимались еще для «Южного потока». — «Газета.Ru»), желание России поставлять газ в обход Украины обойдется в $27–30 млрд».

Но, по словам Константина Симонова, основная идея «Турецкого потока» (его второй ветки) именно в этом — полностью лишить Украину транзита. «С учетом готовящегося газопроводного проекта «Северный поток – 2», вторая ветка ТП полностью «осушит» украинскую трубу».

Россия неоднократно заявляла, что по истечении действующего транзитного договора с Украиной (он заканчивается с началом 2020 года) поставки через территорию последней прекратятся.

Если исходить из объемов, то СП-2 и самостоятельно почти справился бы с этой задачей, его мощность должна составить 55 млрд кубометров в год. Но эта труба не сможет поставлять газ в Болгарию, Грецию и на Балканы.

Сейчас спор России и Украины о транзите рассматривается в Стокгольмском арбитраже. Киев считает, что «Газпром» платит недостаточно, в связи с чем в начале года Украина в одностороннем порядке подняла стоимость услуг по транзиту более чем в 1,5 раза, до $4,5 за транспортировку 1 тыс. кубометров газа на 100 км. 

Как говорил ранее коммерческий директор украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко, если Украина победит в суде, «Газпрому» придется платить за транзит на $4 млрд в год больше. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 02.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики