Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Союз Киева и Варшавы: противников «Северного потока-2» все меньше

Союз Киева и Варшавы: противников «Северного потока-2» все меньше

Киев и Варшава выступят единым фронтом против «Северного потока-2», который может лишить Украину транзита российского газа. На нем страна ежегодно зарабатывает $ 2 млрд. Как заявил на пресс-конференции во время своего визита в Польшу Петр Порошенко, обе страны будут координировать действия, чтобы не допустить строительства газопровода по дну Балтийского моря.

На переговорах президенты Украины и Польши приняли совместное заявление. В нем, в частности, говорится, что обе страны шокированы решением Еврокомиссии о расширении допуска «Газпрома» к газопроводу OPAL, который является сухопутным продолжением «Северного потока» по территории Германии до Чехии. По мнению президентов, оно открывает возможности увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины и закладывает основу для строительства «Северного потока-2».

Что намерены делать против балтийского газопровода Польша и Украина, Петр Порошенко и Анджей Дуда не уточнили. Как, очевидно, и президент Польши не рассказал своему коллеге о том, что, несмотря на грозную риторику об угрозе доминирования «Газпрома» в Европе, Польша сама наращивает импорт газа из России. По данным «Газпрома», которые опубликовало сегодня агентство ТАСС, за 11 месяцев этого года поставки газа в Польшу увеличились на 19,9% или 1,7 млрд. кубометров.

При этом Киев, судя по всему, почти смирился с тем, что транзит газа по территории Украины иссякнет. По крайней мере, в сторону Турции. Как сообщил сегодня «Нафтогаз Украины», компания не согласовала закупку подконтрольным ему «Укртрансгазом» оборудования и работ для реконструкции трех компрессорных станций на 4 млрд. грн. (10 млрд. рублей).

«Оборудование, которое планировал закупить „Укртрансгаз“… предназначалось и могло быть использовано для реконструкции КС, задействованных только в транспортировке газа в направлении Турции, и не могло использоваться на других компрессорных станциях. Предложенная закупка оборудования и работ не является целесообразной, учитывая прогнозы РФ о прекращении транзита газа по территории Украины», — подчеркнули в «Нафтогазе Украины». Правление компании рекомендовало «Укртрансгазу» закупить универсальное оборудование, которое может использоваться на компрессорных станциях, обеспечивающих транспортировку газа для внутренних потребителей.

Напомним, что на этой неделе парламент Турции ратифицировал межправительственное соглашение с Россией о строительстве «Турецкого потока». Как заявлял глава Минэнерго Александр Новак, первую нитку газопровода по дну Черного моря мощностью 16 млрд. кубометров построят в 2019 году. Таким образом, когда закончится действие российско-украинского газового контракта, Турция начнет получать весь российский газ в обход Украины. Запланирована также и вторая нитка «Турецкого потока» — для ЕС, однако, как уже неоднократно подчеркивали в Москве, России нужны юридические гарантии. Напомним, что строительство «Южного потока», который заменил турецкий проект, сорвалось в самом разгаре из-за давления на Софию со стороны Еврокомиссии и США.

В Брюсселе, правда, все больше сомневаются в надежности Украины как транзитного партнера. Как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, круг оппонентов «Северного потока-2» заметно сузился.

«Из 10 подписантов письма в Еврокомиссию (в марте страны Восточной Европы и Прибалтики выступили против строительства газопровода — прим. ред.), фактически, осталась одна Польша, у которой просто что-то личное к любому проекту, делающему Европу и Россию ближе, — говорит Алексей Гривач. — Уже практически все признали, что это коммерческий проект, направленный в рамках европейского законодательства на повышение безопасности газоснабжения ЕС и увеличение ликвидности рынка газа.»

По словам эксперта, в Европе видят, что Украина всячески расшатывает хрупкую стабильность в сфере транзита, создавая дополнительные риски.

«В то же время все попытки остановить „Северный поток-2“ носят откровенно политический характер», — считает замдиректора ФНЭБ

Источник: EADaily, 02.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики